Философская энциклопедия - гэ хун
Гэ хун
ГЭ ХУН [283, уезд Цзюйжун (современная провинция Цзянсу) — 343 или 363] — один из первых китайских “алхимиков” — систематизаторов духовных практик, целью которых было достижение адептом индивидуального телесного бессмертия. Родился в семье, многие представители которой занимали важные государственные посты в царстве У. В молодости успешно участвовал в боевых действиях против мятежников, но затем служил неохотно и стремился оставить военную карьеру. Прослышав, что на юге, в Цзяочжи добывают киноварь (даньша), необходимую для алхимических занятий, он добился назначения главой уезда Гоулоу и до конца жизни оставался на юге, в Гуанчжоу. Основным произведением Гэ Хуна считается “Баопу-цзы”, трактат, заглавие которого происходит от прозвища автора—“Объявший простоту мудрец”. Текст описывает способы регулирования индивидуальных циклов жизненной энергии яв-пневмы с целью их “включения” в общекосмический цикл с помощью снадобий, известных под именем “эликсира бессмертия” (дань) — “философского камня” китайских алхимиков. Трактат свидетельствует о глубоких познаниях автора в различных науках. “Баопуцзы” подразделяется на “внешние” и “внутренние” главы, первые из которых считаются более ранними. Во “внутренних” главах провозглашается приоритет даосизма по отношению к конфуцианству (“даосская наука—корень, конфуцианская—кончики веток”), важность веры в “астрологическую” судьбу (су мин) и необходимость любви к “сокровенному” (сюань). Последнее трактуется как высшая реальность, исследование и познание которой возможно при помощи духовных практик, в частности — “хранения единого” (шоу и). Аналогичные способы упоминаются уже уЛао-цзы (*Дао дэ цзин”, 39), Чжуан-цзы (*Чжуан-и,зы”, 12) и Лю Аня (“Хуайнань-цзы”, 14), однако Гэ Хун различает “хранение сокровенного единого” и “хранение подлинного единого”. Совершенствование в “хранении единого и сохранении подлинного” (шоу и цунь чжэнь) в конечном счете приобщает адепта к знанию божеств-предков, после чего он становится “настоящим человеком”, недоступным ни для свирепых зверей на суше, ни для зловредных драконов в воде. Его сторонятся неприкаянные духи, ему не страшно даже направленное на него оружие (“Баопу-цзы”, 18). Достижению этого состояния также способствует употребление “великого снадобья из золота и киновари”, которое, орошая “киноварные поля” в теле адепта, приближает его к телесному бессмертию. “Баопу-цзы” приводит рецептуру изготовления алхимического золота (сернистой ртути) из реальгара, описывает процесс получения свинцовых белил и других химических соединений. Специалисты по китайской медицине считают, что Гэ Хун внес существенный вклад в методы распознавания и лечения инфекционных заболеваний. Его наследие внимательно изучается историками традиционной науки Китая.
Г. А. Ткаченко
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.