Философская энциклопедия - гиерокл александрийский
Гиерокл александрийский
ГИЕРОКЛ Александрийский
ГИЕРОКЛ (Ιεροκλής) Александрийский (4 в. н.э.)— представитель Александрийской школы платонизма, ученик Плутарха Афинского. Как преподаватель платоновской философии толковал отдельные диалоги Платона (в частности, “Горгия”, ср. Damasc. V. Isidori 54); сохранился комментарий Гиерокла к пифагорейским “Золотым стихам”. Благодаря изложению и ряду эксцерптов у Фотия (cod. 214, 251) известен его трактат “О промысле и роке, а также о том, что наша воля соотносится с божественным водительством”. За преподавание языческой философии был выслан из Александрии, но по возвращении продолжал свою педагогическую деятельность. В комментарии к “Золотым стихам”, составленном с пропедевтическими целями и рассчитанном на неподготовленную аудиторию, Гиерокл в основном остается в рамках среднеплатонических доктрин: во главе универсума — ум-демиург; в сфере разумных существ выделяются боги, демоны, души; в мире действует промысл, рок и случай; человек состоит из тела и души, но у души есть собственный носитель, бессмертное светлое тело; добродетели делятся на практические и теоретические. Однако неоплатоническая проблематика Порфирия и послеямвлиховской традиции также была освоена и развита у Гиерокла. Как и у Порфирия, материя у Гиерокла—не самостоятельное начало, но создана демиургом (хотя и не во времени). В духе послеямвлиховского платонизма Гиерокл учил о порожденном демиургом и состоящем из разумной души и невещественного тела бессмертном существе, по подобию которого внутримировыми богами из неразумной души и смертного тела создан человек. В ряду практических, добродетелей Гиерокл помещал богослужебные (то τελεσηκόν), освобождающие душу от вещественных представлений (ϋλικας φαντασίας). Наряду с промыслом, роком и случаем он признавал свободу выбора и воли (το εφ' ήμΐν), выдвигая при этом концепцию человеческой души как единственного разумного существа, способного по собственной воле меняться (становиться хуже), развитую впоследствии Дамаскием и воспринятую Симпликием.
Эти представления давали возможность совмещения неоплатонической доктрины с христианством. Учеником Гиерокла был Эней из Газы, “Теофраст” которого повлиял на Захария из Митилены (Захария Схоластика). Гиерокл оказал также значительное влияние на философию Возрождения.
Соч.: In Aureum pythagoreorum carmen commentarius, rec. F. G. Koehler. Stuttg., 1974; в рус. пер.: “Золотые стихи” пифагорейцев с комментарием Гиерокла философа, пер. под ред. Г. В. Малеванского—“Вера и разум”, 1897, № 16, с. 130-158; № 17, с. 177-206; № 18, с. 224-254; № 20, с. 335-360; № 23, 429-490; Пифагорейские “Золотые стихи” с комментариями Гиерокла, пер. И. Петер. М., 1995.
Лит.: Kobusch Th. Studien zur Philosophie des Hierokles von Alexandrien. Mьnch., 1976; ьadot l. Hierodes et Simplicius. P, 1979.
Ю. А. Шичалин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.