Философская энциклопедия - гонорий августодунский
Гонорий августодунский
ГОНОРИЙ АВГУСТОДУНСКИЙ (Honorius Augustodunensis) (ок. 1070—после 1139)—влиятельный церковный автор, энциклопедист. Согласно недавней реконструкции его биографии (V. Flint, 1995), свои ранние годы провел в Англии, где входил в круг Ансельма Кентерберийского. Возможно, тогда его звали Генрих (Heinricus). В 1093—1109 переместился в Баварию, в Регенсбург— центр церковных• реформ. Имперское значение города и церкви, где он служил, определило принятое им прозвище Августодунский (от престола Августа). Ок. 1133/34 становится монахом и принимает имя Гонорий. Многочисленные сочинения Гонория написаны для пастырей церкви, наиболее распространенное и значимое из них— “Elucidarius” (“Просветитель”) — излагает ортодоксальное учение католической церкви о Боге, церкви (включая рассуждения о природе зла, свободной воле, праведности священников), эсхатологии. Книга была сразу же переведена на несколько языков. В “Summa Gloria” (“Высшая слава”) власть священников признается выше королевской: императоры не могут назначать епископов, император избирается папой и клиром. Космологические трактаты “Imago Mundi” (“Образ мира”) и “Clavis Physicae” (“Ключ к природе”) разъясняют первые главы книги Бытия. Рассматривается христианский космос, первоэлемен
ты, география мира, время и его измерение, человек как микрокосм. “Clavis Physicae”—умелая попытка сделать доступным сочинение “Перифюсеон” Иоанна Скота Эриугены. Литургические и экзегетические работы Гонория способствовали распространению идей Ансельма и Эриугены.
Соч.: MPL, 1.172; Elucidarius, ed. Y. Lefкvre. P., 1954; Clavis Physicae, ed. P. Lucentini. Roma, 1974; Imago Mundi, ed. V. I. J. Flint Archives d'histoire doctrinale et littéraire du Moyen Age, 1982, 49. Лит.: Crouse R. D. Honorius Augustodunensis: The Arts as Via ad Patriam.—Arts Libéraux et Philosophie au Moyen Age (Montréal—Ρ., 1969); Flint V. I. J. Honorius Augustodunensis of Regensburg. Ashgate, 1995.
В. В. Петров
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.