Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - холл гэс

Холл гэс

ХОЛЛ Гэс

ХОЛЛ Гэс

(Hall), (Гас) (р. 8 окт. 1910) – генеральный секретарь компартии США, деятель амер. и междунар. коммунистич. и рабочего движения. Род. в г. Айроне, штат Миннесота, в семье рабочего-шахтера. С 14 лет работал на лесозаготовках. С 1929 – член компартии США. В начале 30-х гг. возглавлял Лигу коммунистич. молодежи в штатах Миннесота, Мичиган и Висконсин и входил в Нац. комитет Лиги. Активно участвовал в организации походов безработных, забастовок, выступлений против расизма. С 1934 X. – молодежный организатор в Янгстауне, штат Огайо. В 1936– 1938 – один из лидеров профсоюза сталелитейщиков р-на Питсбурга – Янгстауна. Руководил знаменитой забастовкой на сталелитейных заводах в 1937. В 1938–1942 возглавлял местные парторганизации в Янгстауне и Кливленде. С 1942 по 1946 служил в тихоокеанском военно-морском флоте. Еще до окончания службы в 1944 X. был избран членом Нац. комитета КП США. С 1946 возглавлял городскую парторганизацию в Кливленде, штат Огайо, а затем (с 1947) окружную организацию того же штата. С 1946 X. – член Нац. исполнительного бюро Нац. комитета КП США, а с 1949 – секретарь Нац. комитета. В 1950–51 исполнял обязанности генсека Нац. комитета КП США. В 1949–51 вместе с др. лидерами компартии подвергался судебным преследованиям на основании антидемократич. закона Смита. В 1951 был арестован и находился в тюрьме до 1957. Затем в течение двух лет – под домашним арестом без права заниматься политич. деятельностью. В 1959 введен в состав Исполкома Нац. комитета КП США и избран его секретарем, одновременно – секретарь регион. комитета партии на Ср. Западе. В декабре 1959 был избран ген. секретарем КП США. На XVIII (июнь 1966) и XIX (апрель–май 1969) съездах КП США был переизбран на этот пост.

В своих выступлениях, докладах, статьях X. ставит и на основе марксизма-ленинизма разрабатывает проблемы тактики и стратегии КП США и междунар. коммунистич. и рабочего движения, вопросы обществ. развития, форм и методов борьбы против империализма за мир, демократию и социализм.

Называя 20 в. "веком выбора", X. подчеркивает, что поворотным пунктом истории стала Великая Октябрьская социалистич. революция. "Октябрьские революционные события 1917 года... сокрушили барьеры, воздвигнутые на пути прогресса человечества. Они ознаменовали рождение мощной неодолимой силы социального прогресса – Союза Советских Социалистических Республик" ("Правда", 1967, 5 нояб., с. 8).

Оценивая совр. эпоху как переходную от капитализма к социализму, X. на основе глубокого анализа показывает, что только социализм способен разрешить проблемы, стоящие перед человечеством. "...Да, – пишет X., – человек может обеспечить жизнь в изобилии; да, человек может раскрыть все возможности разума и поднять до наивысшего уровня человеческую жизнь. И мы убеждены, что это возможно без ущерба для личных свобод. Более того, эти свободы станут шире в процессе развития... Но мы убеждены также в том, что все эти цели недостижимы при капитализме. Лишь социализм откроет им „зеленую улицу“" ("The only choice: peaceful coexistence", Ν. Υ., 1963, p. 4–5).

Разрабатывая и проводя в жизнь политич. курс КП США, X. уделяет большое внимание совр. проблемам амер. империализма и убедительно показывает присущие нынешней Америке противоречия и пороки, вскрывает эксплуататорскую сущность политики монополий и связанного с ними гос. аппарата США. "Государственно-монополистический капитализм в нашей стране, – отмечает X., – ... использует всю свою мощь, стремясь обуздать рабочее движение, разрушить права трудящихся,... ограничить все социальное законодательство и полностью подчинить себе наши природные ресурсы. Становящаяся все меньше и меньше группа крупнейших монополистов стремится ко все большему и большему контролю над политической жизнью страны" (там же, р. 14). В докладе на XIX съезде КП США, говоря об использовании монополиями гос. аппарата и результатов технич. революции в своих целях, X. подчеркнул, что подобная политика монополий вносит "...новые элементы в классовую борьбу...", обостряет классовые противоречия (см. "Правда", 1969, 3 мая, с. 4). Анализируя совр. империализм США, X. оценивает его как "наиболее глубокое воплощение военно-экономической империалистической агрессии..., средоточие и оплот колониализма..., самое серьезное препятствие для установления мира..." ("Проблемы мира и социализма", 1965, No 10, с. 41). Вскрывая корни агрессивности империализма США, X. указывает на то, что "беспрецедентные прибыли внутри страны и за рубежом привели к огромному накоплению свободного капитала, не находящего применения. А с каждым долларом неиспользуемого капитала возрастает стремление к империалистической экспансии" (там же, с. 43).

КП США активно борется с таким злом совр. Америки, как расизм. Проблемы этой борьбы находят свое отражение и в выступлениях X. В 1963 он писал по поводу негритянских волнений в Бирмингеме: "Движение, которое началось, остановить нельзя. Это революционный качественный скачок, взрыв, который отныне станет неотъемлемой частью нашего существования как народа и нации... Для того, чтобы наша страна могла пойти по пути демократии и прогресса, расизм должен быть уничтожен" ("Правда", 1963, 24 июля, с. 3).

Показывая тесную связь монополистич. кругов США с политической реакцией, ультраправыми, профашистскими группи-ровками, X. призывает к созданию в США единого антимонополистич., демократич. фронта как основы для борьбы с реакцией, угрозой войны и фашизма.

X. ставит вопрос о необходимости создания в США "...правительства и конгресса на весьма широкой классовой и политической основе. Такое правительство не было бы социалистическим... Такое антимонополистическое правительство не стало бы ...долгосрочным образованием, а скорее представляло бы переходную стадию, на которой закладывались бы основы для перехода нашего общества от капитализма к социализму" ("Правда", 1966, 24 июня, с. 5).

Большое место в работах X. занимают проблемы мирного сосуществования государств с различными соц. системами. "Концепция мирного сосуществования, – отмечает X., – обогатила марксизм, поскольку она дала новые пути, возможности и тактические средства для классовой борьбы... в соответствии с необходимостью, возможностями... новой реальности" ("The only choice: peaceful coexistence", p. 26–27). Вместе с тем X. указывает, что "...мирное сосуществование не распространяется ни на внутренние отношения между классами, ни на идеологическую борьбу между ними" (там же, р. 28).

X. – активный борец за чистоту марксизма-ленинизма, за его творч. развитие и применение в практике рев. борьбы трудящихся.

В ряде работ X. подвергает резкой критике догматизм как опасное и вредное явление в международном коммунистич. движении. Защищая жизненность марксизма-ленинизма, X. пишет: "Развивать науку не означает сбрасывать со счетов старое. С другой стороны, абстрактное цитирование ленинских слов, без учета времени и специфических объективных условий, цитирование без учета исторического контекста означает не защиту марксизма-ленинизма, а нанесение ему ущерба" (там же, р. 7). X. активно выступает против оппортунизма, считая борьбу с ним важной задачей коммунистич. и рабочих партий. В докладе на XIX съезде КП США, оценивая оппортунизм как "реальную опасность" на нынешнем этапе рабочего движения в США, он еще раз подчеркнул, что "борьба против оппортунизма – это борьба за революционную политику рабочего класса..." ("Правда", 1969, 3 мая, с. 4). В работах X. много внимания уделяется таким теоретич. вопросам, как формирование и развитие идеологии рабочего класса, соотношение нац. интересов и пролет. интернационализма, взаимосвязь между нац.-освободит. движением и борьбой за социализм, и т.п. X. последовательно выступает за укрепление единства международного коммунистич. и рабочего движения на основах марксизма-ленинизма, творческого сотрудничества и равноправия, пролет. интернационализма. Выступая на Междунар. совещании коммунистич. и рабочих партий (Москва, 1969), X. сказал: "Мы придаем первостепенное значение нашей пролетарской концепции интернационализма... Оппортунизм делает упор на различия и национализм. Революционная концепция рабочего класса ведет к поискам точек единства. Оппортунизм же стремится раздувать разногласия. Революционная концепция ведет к устранению расхождений. Поэтому борьба за интернационалистские концепции есть борьба против оппортунизма" ("Правда", 1969, 15 июня, с. 2).

Соч.: Main street to Wall street: End to cold war, N. Y., 1962; Идеология рабочего класса, "ПМ и С", 1964, No 8; Коминтерн и мировое рев. движение, "Правда", 1969, 6 марта.

С. Красавченко. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое холл гэс
Значение слова холл гэс
Что означает холл гэс
Толкование слова холл гэс
Определение термина холл гэс
holl ges это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):