Философская энциклопедия - хуа
Хуа
ХУА (кит., буквально — превращение, а также трансформация, изменение, преобразование) — понятие китайской философии, подразумевающее трансформацию с возникновением новой сущности. Применяется в антропологическом и натурфилософском смыслах. В “Шу ((зиме” сочетание да хуа подразумевает воспитание правильного отношения к государю в результате научения (“Да гао” — “Великие указы”). В “Сюньцзы” “преобразование [индивидуальной] природы” рассматривается как путь к превращению “человека с улицы” в “совершенномудрого” (шэн). В то же время “великое превращение” — атрибут космических начал иль ян, соотносящийся со сменой времен года и природных явлений вроде ветра и дождя. В “Туань чжуани” (ок. 4 в. до н. э., см. “Чжоу в”) понягие “хуа шэн” (“превращение и рождение” или “рождение в результате трансформации”) определяется как “взаимовосприятие Неба и Земли”, т. е. реакция противоположных начал друг на друга, ведущая к появлению “десяти тысяч вещей”. Ван Σα ввел в широкий оборот трактовку хуа шэн как непрерывного взаимодействия субстантивированных в *(и-пневме сил инь ян. Один из основоположников неоконфуцианства, Чжан Цзай, интерпретировал хуа и возникновение новых сущностей как нескончаемый, “едва различимый”, “тонкий” процесс, внешне наблюдаемый в виде происходящих в определенные моменты частных “грубых” “изменений” (бянь), причем “изменения” и “превращения” имеют “духовную” (шэнь) природу — соответствующие процессы во вселенском “духе” обусловливают всякое движение. В китайском буддизме восходящий к “Шу цзину” термин “да хуа” (“великое превращение”) означает изменение личности под воздействием буддийского учения.
А. Г. Юркевич
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.