Философская энциклопедия - изборник 1073 г.
Изборник 1073 г.
ИЗБОРНИК 1073 г.
ИЗБОРНИК 1073 г. — древнейший памятник древнерусской литературы, являющийся списком с болгарского оригинала. Дает суммарное изложение основ христианских представлений о бытии и одновременно является обширной сводкой сведений из различных областей знания (астрономии, географии, права, политэкономии, истории и пр.). Восходит к “Спасительной книге” 9 в. Протографом Изборника является более обширный по сравнению со “Спасительной книгой” греческий кодекс, с которого был сделан славянский перевод для болгарского царя Симеона (893—927). Русский список переписан с болгарского оригинала и переадресован Святославу. Выявлены списки произведения 11—17 вв. в количестве 24 экземпляров. Изборник содержит восходящий к аристотелевской традиции логико-философский трактат “Максимове о различении сущности и естества по внешним”, “Феодора, пресвитера Раифского о том же”. Здесь воспроизводятся разделы “Метафизики”, “Физики” и “Категорий” Аристотеля. Источником, скорее всего, служил текст не самого Аристотеля, а кого-то из его средневековых толкователей. В этой наиболее философичной части памятника дано определение общим понятиям: “сущность”, “сущее”, “природа”, “ипостась”, “род”, “вид”. Первоисточником сущего и описываемого в аристотелевских категориях бытия объявляется Бог. В разделе “Иустина Философа” воспроизводится античное учение о четырех стихиях, прилагаемое для объяснения строения плоти человека, а также для обоснования учения христианства о воскресении тел. Проблема человека — вторая по значимости проблема Изборника. Подчеркивается двуприродность человека, взаимозависимость плотского и духовного начал. Материальная природа человека, согласно тексту, образуется сочетанием простейших элементов: огня, воды, земли, воздуха. В состав сборника входит трактат Георгия Хировоска “Об образех”, где рассматриваются эстетические понятия: “аллегория”, “метафора”, “гипербола”, “притча”. В статье “Иосифе от Макавеи” дано определение мудрости как “знания божественных” и человеческих вещей. К способам познания причислены молитва, праведность (праведнику открываются тайны Божий), чтение книг, в которых запечатлено откровение, и общение с мудрыми людьми, которым открыто сокровенное.
Изд.: Изборник Святослава 1073г., кн. 1—2. М., 1983; Златоструй. Древняя Русь 10—13 вв. М., 1990, с. 252—56.
Лит.: Изборник Святослава 1073, сб. статей. М-, 1977; Пейчев Б. Философский трактат в Симеоновом сборнике. К., 1983; Левочкин И. В. Византийский энциклопедический Сборник в Болгарии и на Руси.— В кн.: У истоков общности философских культур русского, украинского и болгарского народов. К., 1983; Камчатное А. М. Философская терминология Изборника Святослава 1073 года и ее перевод.— В кн.: Древнерусский литературный язык в его отношении к старославянскому. М., 1987; Бондарь С. В. Философско-мировоззренческое содержание “Изборников” 1073—1076 гг. К., 1990; Мияьков В. В. Античное учение о четырех стихиях в древнерусской письменности.— В кн.: Древняя Русь: пересечение традиций. М., 1997.
В. В. Мильков
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.