Философская энциклопедия - каруна
Каруна
КАРУНА (санскр. karunä — жалость, сострадание) — одна из основных категорий индийского альтруизма, в которой акцент делается на сострадании с другими существами. Каруна как сострадание ко всем живым существам завершает перечисление добродетелей лесного отшельника в “Законах Ману” после изучения Веды, скромности, дружелюбия, внимательности и щедрости (VI.8). По “Йога-сутрам”, очищение созна
ния достигается посредством культивирования дружелюбия (см. Майтри), каруны, радости и беспристрастности по отношению к радующимся, страждущим, добродетельным и порочным (1.33). По толкованию Вьясы (6 в.), каруна соотносится со страждущими, а Вачаспати Мишра (9 в.) уточняет, что каруна есть желание разрушить чужое страдание, как если бы оно было своим. Тот же смысл имеет сутра Умасвати из “Татгвадхигамасутры” (до 5 в.), где каруна означает сострадание к заблуждающимся (VII.6). В сочинении другого джайнского философа Джинавардхана Сури (15 в.) каруна наряду с некоторыми другими проявлениями души относится к классу желания (иччха) — в отличие от нетерпения, эгоизма и т. д., относимых к ненависти (двеша).
Наиболее полное развитие концепция каруны получает в буддизме. В Палийском каноне каруна, наряду с дружелюбием, симпатической радостью и равнодушием, относится к четырем совершенным интенциям сознания (первые две считаются дополнительными к двум последним — основным). В комментарии к собранию ранних палийских суп• “Сугга-нипате” 128 (к супе 73) каруна определяется как желание устранить несчастье и печаль в жизни других. В буддизме махаяны каруна составляет первое совершенство (парамита) стремящегося следовать путем бодхисаттвы и соответствует щедрости. В махаянских текстах каруна описывается как любовь ко всем существам и уподобляется любви матери к ребенку, но, в отличие от “обычной” любви (прия, кама, тришна), не укоренена в дихотомиях (свое — чужое и т. п.) и не является эгоцентричной, не связана с незнанием, как “обычная” любовь, которая часто порождает противоположную страсть — ненависть. Образцом каруны считается сам Будда; в сочетании с мудростью (праджня) она составляет один из двух столпов буддизма. Каруна входит в знаменитый обет бодхисаттвы, который может быть сформулирован примерно так: “Пока есть хотя бы одно несчастное существо в мире, мое счастье не может быть полным”. Онтологическая основа этого обета — представление об абсолютном единстве себя и других (паратмасамата) и “взаимозаменимость” себя и другого (паратмапаривартана), так, чтоодин может брать на себя страдания других. С точки зрения высшей истины, однако, никто на себя ничьих страданий не берет, потому что при их взаимозаменимости нет никакого “себя”, а следовательно, и “другого”. Буддисты частично это осознавали, т. к. связывали идеал каруны с учением о пустоте: “я” и другие, хорошее и плохое, приятное и неприятное и т. д. относятся лишь к разграничениям обыденного сознания, к сфере относительной истины. В махаяне популярно понятие “махакаруна” (“великое сострадание”), соотносимое с самой природой будд. “Великим состраданием” обладали Шакьямуни (исторический Будда), Вайрочана, Бхайшьяджаягуру, Амитабха, Акшобхья и др. Среди категорий махаяны, особенно близких к каруне, — пуньякшетра (“поле заслуги”), ибо каруна (как щедрость) в наибольшей степени приносит заслугу.
Лит.: Hamilton H. The Idea of Compassion in Mahäyäna Buddhism.— “Journal of American Oriental Society”, 1950, v. 70, p. 145—51; BurtfA. The Teachings of the Compassionate Buddha. N.Y, 1955; Weiler R. W. The Buddhist Act of Compassion.— Indological Studies in Honour of W. Norman Brown, ed. by E. Bender. New Haven, 1962, p. 238-50.
В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.