Философская энциклопедия - ламарк
Ламарк
ЛАМАРК
(Lamarck) Жан Батист (1.8.1744, Базантен, Пикардия,— 18.12.1829, Париж), франц. естествоиспытатель, один из первых представителей естеств.-науч. материализма в биологии, создатель первого целостного учения об эволюции органич. мира. Эволюц. идеи Л., в полной мере оценённые только во 2-й пол. 19 в., когда он был признан одним из гл. предшественников Дарвина, изложены в «Философии зоологии» («Philosophie zoologique...», 1809), «Естеств. истории беспозвоночных» («Histoire naturelle des animaux sans vertebre», v. 1—7, 1815—22) и др. трудах. Л. предвосхитил ряд положений, послуживших основой доказательств эволюции у Дарвина: положение о невозможности абс. разграничения видов (друг от друга и от разновидностей); о наличии в природе градаций, т. е. серий постепенно усложняющихся групп организмов; o всеобщей распространённости явлений приспособленности организма к среде.
Согласно Л., часто упражняемые органы усиливаются и развиваются, а неупражняемые ослабевают и атрофируются; возникшие изменения передаются по наследству. Эти положения были возведены Л. в ранг уни-верс. законов эволюции (их несостоятельность была экспериментально доказана вкон. 19 —нач. 20 вв. благодаря открытиям генетики).
Убеждение Л. в объективном характере непрерывного процесса совершенствования организмов (трансформизм) и признание им родства организмов внутри любого естеств. вида и в рамках органич. мира в целом сближает Л. с современной ему натурфилософией.
Отвергая телеологию, панпсихизм и теорию врождённых идей, Л. стремился дать биологич, явлениям историч. объяснение на основе представления о взаимодействии организма и среды. Однако попытка конкретизировать это представление оказалась неудачной, т. к. Л. не были ясны причины органич. целесообразности и подлинный механизм приспособления. Хотя у Л. имеются высказывания о выживании наиболее приспособленных, он не приписывал этому принципу универс. формообразующей роли. В кон. 19 — нач. 20 вв. Г. Осборн (США), А. Паули, А. Вагнер (Германия) и др. биологи попытались возродить ламаркизм, противопоставив его дарвинизму, они опирались на уже дискредитированные в фактич. отношении стороны воззрений Л. (наследование приобретённых признаков, имманентность стимулов к эволюции, допущение пси-хич. способностей у протоплазмы — «психоламаркизм»).
Л. интересовался также вопросами классификации наук («Аналитич. система положит. знаний человека» — «Systeme analytique des connaissauces positives de l'homme», 1820).
Избр. произв., т. 1 — 2, M., 1955—59.
К о м a p о в В. Л., Л. и его науч. значение, в кн.: Л а-марк Ж.-Б., Философия зоологии, т. 1, М.— Л., 1935; Тимирязев К. А., Л., Соч., т. 6, М., 1939; ? у з а н о в И. И., Ж.-Б. Л., М., 1959.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.