Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - ледерер

Ледерер

ЛЕДЕРЕР

ЛЕ́ДЕРЕР

(Lederer), Эмиль (22 июля 1882 – 29 мая 1939) – нем. экономист и социолог, социал-демократ. Проф. Гейдельбергского (1922–30) и Берлинского (1930–33) ун-тов. После 1933–проф. "Новой школы социальных исследований" в Нью-Йорке; с 1910 – редактор журн. "Archiv für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik". В политич. экономии выступал как сторонник реакц. теории организованного капитализма и "критик" теории прибавочной стоимости Маркса. В социологии Л. исходил в сущности из идеалистич. понимания обществ. развития, сходного в ряде моментов с философией М. Шелера. Хотя "дух", "идеи" к.-л. периода истории общества и возникают, по Л., из производств. отношений, их следует объяснять, исходя в основном из "творч. достижений личности", нек-рых ее "стихийных сил". Л. подчеркивал, что идеи не только определяют обществ. развитие, но и обладают имманентным развитием, прерываемым социальными факторами лишь в переломные моменты обществ. развития (см. "Задачи социологии культуры"– "Aufgaben einer Kultursoziologie", в сб.: "Hauptprobleme der Soziologie", Bd 2, hrsg. von M. Palyi, 1923). В ранней работе "Некоторые соображения к социологии революции" ("Einige Gedanken zur Soziologie der Revolutionen", 1918) Л. выдвинул мысль о том, что революция является духовным процессом развития идеи, в к-ром "насилие представляет собою последнее средство претворения идеи в жизнь". Осуществление идеи революции и ее характер, по Л., зависит в первую очередь от интеллигенции определ. страны, от интенсивности, темперамента и уровня ее мышления (см. указ. соч., S. 17, 21). Массы хотя и являются главными "актерами", "носителями" революции, однако их роль якобы нетворческая: они только разрушают старое и претворяют созданные интеллигенцией идеи. С развитием бурж. демократии революции, по Л., становятся невозможными и ненужными. В работах "Социальное расслоение пролетариата" ("Die Umschichtung des Proletariats", в журн. "Die Neue Rundschau", 1929, Jg 40, H. 8), "Новое среднее сословие" ("Der neue Mittelstand", совместно с Я. Маршаком, в кн.: "Grundriss der Sozialökonomik", Abt. 9, Τl 1, 1926, S. 120–41) Л. доказывал, в отличие от своих прежних работ, согласно к-рым служащие составляют особый самостоят. социальный слой, что служащие и мелкие чиновники в совр. капиталистич. обществе по своему классовому положению принадлежат к рабочему классу, хотя они этого субъективно и не признают и стараются идеологически отделиться от него. В работе "Государство масс. Опасность бесклассового общества" ("The state of the masses: the threat of the classless soviety", N. Y., 1940) Л. утверждал, что фашизм есть результат стирания границ между классами (т.н. дестратификация), превращения общества в аморфную бесклассовую массу, к-рую легко увлечь пропагандой и разжечь в ней звериные инстинкты (см. указ. соч., р. 31, 36). Только в обществе, в результате экономич. разделения труда разделенном на классы (или группы), социальная жизнь находит свое нормальное выражение; в нем обеспечиваются индивидуальные права и свобода личности (см. тамже, р. 12, 18, 29, 45–50, 142). Поэтому сами классовые противоречия в капиталистич. обществе должны, по Л., рассматриваться как выражения свободы (см. тамже, р. 12). В этой реакц. концепции проявилась неспособность Л. понять классовую природу фашизма. Л. выступал против марксистского учения о социализме и диктатуре пролетариата, повторяя избитые утверждения бурж. пропаганды, что марксизм якобы не уделяет внимания свободе личности и т.д. В целом теория Л. – апология капиталистич. общества, идеализированной бурж. демократии.

Соч.: Soziologie der Gewalt, в сб.: Soziologische Probleme der Gegenwart, В., 1921; Die sozialen Organisationen, 2 Aufl., Lpz.–В., 1922; Wege aus der Krise, 2 Aufl., Tübingen, 1931; Planwirtschaft, Tübingen, 1932; Das Problem der russischen Wirtschafts-und Sozialverfassung, "Archiv für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik", 1933, Bd 68; On revolutions, "Social Research", 1936, v. 3.

Лит.: Ε. Lederer. 1882–1939, "Social Research", 1940, v. 7, No 3, 1941, v. 8, No 1.

И. Добронравов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ледерер
Значение слова ледерер
Что означает ледерер
Толкование слова ледерер
Определение термина ледерер
lederer это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):