Философская энциклопедия - леся украинка
Леся украинка
ЛЕ́СЯ УКРАИНКА
[псевд.; наст. имя – Лариса Петровна К о с а ч К в и т к а; 13(25) февр. 1871 – 19 июля (1 авг.) 1913 ] – укр. писательница, публицистка и литературный критик. Род. в г. Новгород-Волынский. В совершенстве владела многими европейскими языками. В конце 80-х гг. сблизилась с революц. молодежью. В сер. 90-х гг. под влиянием рабочего движения начала изучать и популяризировать марксистские произведения, хотя марксизм до конца не поняла. Перевела на укр. язык "Манифест Коммунистической партии" Маркса и Энгельса, "Развитие социализма от утопии к науке" Энгельса, "Очерки материалистич. понимания истории" Лабриолы, популярную в марксистских кружках того времени брошюру польского социалиста Ш. Дикштейна "Кто чем живет", в послесловии к к-рой Л. У. изложила учение марксизма о классовой борьбе. Другом рабочих называла Л. У. большевистская газета "Рабочая правда". Л. У. была связана с укр. с.-д. организацией, за что в 1907 подверглась аресту.
Уже с середины 90-х гг. Л. У. встала на позиции революции, хотя не видела еще в рабочем классе гл. силы революц. преобразования общества. Впоследствии Л. У. сделала значит. шаг к марксизму, показывая в лице рабочего класса силу, призванную возглавить нар. массы в их великой борьбе. Л. У. призывала трудящихся Украины к единению и укреплению дружбы с трудящимися других наций, особенно с рус. народом, разоблачала укр. бурж. националистов, подчеркивала, что условием нац. развития является социальное освобождение (см. Собр. соч., т. 3, М., 1950, с. 69).
Л. У. считала материалистич. мировоззрение единственно верным, отстаивала принцип детерминированности мира, выступала с критикой идеализма Платона, мистицизма Августина, ницшеанства и др. реакц. филос. учений.
Борясь с фатализмом, Л. У. требовала, чтобы философия служила делу преобразования мира и, прежде всего, обществ. отношений. Утверждая, что нельзя представить жизнь без движения, Л. У. считала правильным конкретно-историч. подход к явлениям природы и общества, рассматривала каждый этап в их развитии как часть "великой и величественной цепи эволюции" (Твори, т. 12, Киïв, 1930, с. 57).
Эстетич. взгляды Л. У. характеризовались требованием народности и идейности иск-ва. По мнению Л. У., реалистич. отражение жизни должно включать в себя мечту об идеале, за к-рый борются прогрессивные силы общества. Сила иск-ва – в правильном выражении стремлений и чаяний трудового народа. "Не поэт, кто забывает о страданиях народа..." (Собр. соч., т. 1, 1950, с. 285). Л. У. близко подошла к марксистскому пониманию классовости иск-ва.
Соч.: Твори, т. 1–5, К., 1951–56; в рус. пер. – Собр. соч., т. 1–4, М., 1956–57; Избр. обществ.-политич. и филос. произв. украинских революционных демократов XIX в., М., 1955, с. 507–631.
Лит.: Франко И., Избр. соч., пер. с укр., т. 5, М., 1951, с. 235–56; Головаха И., Суспiльно-полiтични i фiлософськi погляди Л. У., К., 1953; его же, Леся Украинка – верный друг людей труда, в сб.: Укр. революц. демократы. Обществ.-политич. и филос. взгляды, М., 1954; Дейч А. И., Л. Украинка, 2 изд., М., 1954; Куликов I. M., Суспiльнополiтичнi погляди Л. У., К., 1954; Бабишкiн О. К., Курашова В. С, Л. Украïнка, К., 1955; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 625–34; Корчевой Д. Α., Эстетич. взгляды Л. У., К., 1956, (автореф.); Олексюк Μ. Μ., Атеïстичнi погляди Л. У., Львiв, 1958.
Д. Острянин. Киев.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.