Философская энциклопедия - лунин
Лунин
ЛУНИН
Михаил Сергеевич (1787 – 3 дек. 1845) – рус. политич. мыслитель, декабрист. Род. в дворянской семье. В 1805–16 – в гвардии (участвовал в Аустерлицком и Бородинском сражениях). С сент. 1816 по май 1817 был в Париже, где познакомился с деятельностью левых политич. клубов и тайных об-в, встречался с Сен-Симоном. Член "Союза спасения" (с весны 1816), затем состоял в Коренной думе "Союза благоденствия", с основанием "Сев. об-ва" считался его членом. С 1822 служил в Литовском армейском корпусе в Варшаве, сблизился с руководством "Южного об-ва", выполнил ряд его поручений. В восстании 14 декабря не участвовал, однако при аресте заявил, что "... при других обстоятельствах вероятно действовал бы в духе оного" ("Дело М. С. Лунина", в кн.: "Восстание декабристов", т. 3, 1927, с. 130). Сослан в Сибирь. В 1835 вышел на поселение и с 1836 жид в с. Урик близ Иркутска. В письмах к сестре Е. С. Уваровой, написанных во 2-й пол. 30-х гг. и расходившихся в списках, Л. выступил с резкой критикой российских порядков. В связи с этим был вновь арестован (1841) и заточен в Акатуйскую тюрьму, где и умер или, возможно, был убит "по указанию свыше".
Участвуя в движении декабристов, Л. неоднократно выступал с предложениями цареубийства как средства развязать революц. процесс. Сторонник конституц. правления "с ограниченной исполнительной властью при монархе или президенте, полагая того и другого в одинаковом виде" (там же, с. 122), Л. одновременно считал необходимым освобождение крестьян с предоставлением им земельного надела, а также ликвидацию православной церкви; однако он плохо представлял себе социальное содержание нового, "представительного порядка вещей" (см. Соч. и письма, Пб., 1923, с. 19). Движущую силу обществ. развития Л. усматривал в духовном начале. "События вытекают из законов логики" (там же, с. 26), – писал он, – считая, тем не менее, что люди должны активно им способствовать. Исходя из этого, Л. оценивал восстание декабристов как исторически необходимое и полагал, что оно есть лишь эпизод движения общества к гражд. свободе. "Через несколько лет, – писал Л., – те мысли, за которые меня приговорили к политической смерти, будут необходимым условием гражданской жизни" (там же, с. 14). В "Письмах из Сибири" Л. резко обрушился на казенную формулу: "самодержавие, православие, народность". "...Права бывают трех родов, – говорил он, – политические, гражданские и естественные. Первые не существуют в России, вторые уничтожены произволом, третьи – нарушены рабством" (там же, с. 27). Причина этого в том, что пороки в политич. устройстве России – не заблуждение, а основа. Уничтожение этой основы – задача всего рус. общества. Важную роль в этом должна сыграть католич. вера, в к-рой Л. видел силу, способную бороться с самодержавием и православием. Вопреки мнению нек-рых бурж. историков, католицизм Л. (на его позиции Л. перешел еще в 1816–17) не приобрел значения всеобъемлющего принципа и не определял его политич. поведение.
Подвиг Л., даже в ссылке продолжавшего революц. традиции декабристов, был высоко оценен современниками. Герцен издал за границей в 1859–63 произведения Л., написанные им в Сибири. "Письма из Сибири" Л. имели наряду с "Философическим письмом" Чаадаева важнейшее значение для рус. освободит. движения 30-х гг. 19 в.
Соч.: Духовное завещание Лунина, в кн.: Архив графов Мордвиновых, т. 6, СПБ, 1902; Письма М. С. Л. из Акатуя, в кн.: Избр. соц.-политич. и филос. произв. декабристов, т. 3, [M. ], 1951, с. 151–96.
Лит.: Гессен С. Я., Коган М. С., Декабрист Лунин и его время, [Л. ], 1926 (в приложении – соч. и письма Л.); Окунь С. Б., Декабрист М. С. Лунин, [Л. ], 1962 (библ. в подстрочных прим.). См. также лит. при ст. Декабристы.
Л. Филиппов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.