Философская энциклопедия - махасангхика
Махасангхика
МАХАСАНГХИКА (санскр. mahäsäinghika — составляющие большую общину) — раннебуддийская школа. Явилась инициатором первой значительной схизмы в истории буддизма, состоявшейся после т. н. второго буддийского собора в конце 4 в. до н. э., когда Махадэва заявил, что даже “совершенный” монах-архат, достигнув нирваны, может подвергаться “нечистоте” и в то же время произносить некоторые сакральные формулы во время созерцания “пути к освобождению”. Тенденции к сокращению разрыва между монахами и мирянами и расстояния, отделяющего нирваническое состояние сознания от сансарического (путем употребления эффективных мантр), делают последователей махасангхики предшественниками “великих реформаторов” махаяны. Махасангхика отделяется от “ортодоксальной” стхавиравады (см. Тхеравада), составляя вместе с ней две большие “ветви” буддийских школ. Самые значительные из ответвлений махасангхики: 1) локоттаравада (признание, в соответствии с протомахаянизмом. “надмировой” природы Будды); 2) гокулика — с дальнейшими ответвлениями в виде бахушрутии и праджняптивады (учение о том, чтовещи в конечном счете не реальны, но суть лишь результаты речевых конвенций — ср. махаянская виджняна-вада}', 3) чайтика, разделившаяся на группы апарашайла, раджагарика и сиддхартхика, составившие позднее группы андхаки. Среди собственно философских доктрин, в связи с которыми махасангхика расходилась с одними буддийскими школами и солидаризировалась с другими, — уподобление познания светильнику, освещающему как познаваемые объекты, так и себя, а также идея о том, что одновременно могут возникать два познания (напр., зрительное и тактильное). Махасангхика признавала, помимо основных групп скандх (см.Дхармы), особую субтильную и невидимую материю (avijnaptiriipa), призванную, вероятно, обеспечить “локализацию” действия закона кармы.
В. К Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.