Философская энциклопедия - максим тирский
Максим тирский
МАКСИМ ТИРСКИЙ (Μάξιμος Τύριος) (2-я пол. 2 в. н.э.)— античный ритор и философ-платоник, представитель т. н. “второй софистики”. Сохранилось около 40 речей Максима, посвященных как общеэтической и религиозной проблематике, так и отдельным вопросам платоновской философии, что делает их ценным источником по философии среднего платонизма. Из его философских речей наиболее важны: “Что есть бог согласно Платону” (or. 11), где даются стандартные платонические определения божественной природы, сопоставимые с аналогичными определениями у Апулея, Алкиноя и Нумения; “О демоне Сократа” (or. 8—9), где обстоятельно обсуждаются вопросы демонологии (ср. одноименное сочинение Апулея); “Следует ли молиться” (or. 5) и “Есть ли свобода воли, если все предопределено” (or. 13), посвященные вопросу о свободе воли, популярному у средних платоников благодаря усвоению стоической традиции; в речи “Если бог благ, то откуда тогда зло?” (or. 41) имеется содержательное обсуждение также весьма популярной школьной темы о происхождении зла. В речах можно найти интересные дискуссии о Гомере и Сократе, Диогене Синопском и Эпикуре.
Соч.: Maximus Tyrius. Dissertationes, ed. M. B. Trapp. Stuttg. Lpz., 1994; англ. пер.: Maximus of Tyre. The Philosophical Orations, ed. and transi. by M.B. Trapp. Oxf., 1997; Kon'iarisG.L. Maximus Tyrius: Philosophumena-Dialexeis. B.—N. Y. 1995; в рус. пер.: Предпочитать ли кннический образ жизни? пер. Ю. Шульца. — В кн.: Антология кинизма, сост. И. М. Нахов. М., 2-е изд., 1996, с. 296—302; О том, слелуетли молиться, пер. И. Ковалевой. — В кн.: Античность в контексте современности, под ред. А. А. Тахо-Годи и И. М. Нахова. М., 1990. Лит.: Trapp M. В. Philosophical sermons: the “Dialexeis” of Maximus of Tyre. ANRW II 34, 3, 1997, p. 1945-1976.
M. A. Солопова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.