Философская энциклопедия - мао цзэдун
Мао цзэдун
МАО ЦЗЭДУН (26 декабря 1893, деревня Шаошанъ, уезд Сянгань провинции Хунань — 9 сентября 1976, Пекин) — китайский политический мыслитель и революционер. Выходец из зажиточной крестьянской семьи, обучался в педагогическом училище в Чанша, в нач. 1920-х IT. присоединился к коммунистическому движению. В 1945 стал председателем ЦК КПК. В 1949—54 — председатель Центрального народного правительства; в 1954—59 — председатель КНР. Помимо китайской философии мировоззрение Мао Цзэдуна было сформировано марксистской литературой. В 1937 в небольших работах “О практике” и “О противоречии” он заявлял, что “для непосредственного познания какого-либо явления или явлений необходимо личное участие в практической борьбе, имеющей целью изменение действительности”. Особое внимание уделял диалектическому “скачку” от чувственного к рациональному познанию, после чего происходит следующий “скачок” к революционной практике. Разрабатывая учение о противоречии, Мао Цзэдун выступил против механистического материализма и вульгарного эволюционизма, а также и восходящего к Дун Чжуншу понятия о “неизменности Неба и Дао”. Мао Цзэдун призывал исследовать все стороны противоречий, при этом его слова “без жизни нет смерти, без смерти нет жизни; без верха нет низа, без низа нет верха; без беды нет счастья, без счастья нет беды” напоминают диалектические построения раннего даосизма (ср. “Дао дэ цзин”, 2 и 58). Особое значение Мао Цзэдун придавал понятиям о “главном противоречии”, “главной стороне противоречия”. Несмотря на ссылку на традиционное понятие китайской мысли о “взаимном отрицании и взаимном порождении” (сянфань сянчэн), Мао Цзэдун провозгласил единство противоположностей “условным, временным и относительным”, а их борьбу — абсолютной, акцентируя формулу “разделения единого надвое” (и фэнь вэй эр). В докладе “К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа” (1957) Мао Цзэдун разделил два типа противоречий — антагонистические “между нами и врагами” и неантагониетические “внутри народа”. Для решения политических противоречий внутри народа была предложена формула “единство — критика — единство”, а для решения противоречий в развитии науки и культуры — “пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ”. Заявив, что всякое “плохое дело содержит в себе элементы хорошего”, Мао Цзэдун ссылался на Лао-цзы: “Несчастье есть опора счастья, а в счастье таится несчастье” (“Дао дэ цзин”, 58) и призвал не бояться третьей мировой войны, которая способна привести сотни миллионов людей к социализму и сильно ослабить позиции империализма, если вообще не покончить с ним. Начиная со второй половины 1950-х гг. вслед за началом политики “великого скачка” Мао Цзэдун все более акцентировал идеи перманентной классовой борьбы. Односторонний акцент на опыте и практике привел Мао Цзэдуна на поздних этапах деятельности к выводу о “невежестве” интеллигенции. В 1964 он заявил, что философия не может существовать в отрыве от практики и отдал распоряжение об отправке интеллигенции (в т. ч. и философов) в деревню для личного участия в классовой борьбе. В порядке реализации этой линии накануне “культурной революции” делались попытки подключить к философскому творчеству теоретически неподготовленных “практиков” — рабочих, крестьян и солдат. В работе “Откуда у людей правильные идеи?” (1963), оценивающейся как последнее значимое философское произведение Мао Цзэдуна, происхождение “правильных идей” связывалось с общественной практикой производственной и классовой борьбы.
Соч.: Избр. произв., т. 1—4. M., 1952—53; Избр. произв., т. 1—5. Пекин, 1964—77; Выступления Мао Цзэлуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати, в. 1—6. M., 1976.
А. В. Ломаное
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.