Философская энциклопедия - меркава
Меркава
МЕРКАВА (евр. колесница, упряжка), в узком смысле — ангельская колесница как престол Славы Божьей в видении Иезекииля. В послебиблейской апокалиптике (с 3 в. до н. э.) созерцание Меркавы — Божьего престола, окруженного ангелами — кульминация небесного восхождения. Визионер переживает мистическую трансформацию, обретая светоносное тело и присоединяясь (на время или навсегда) к ангельским хорам, окружающим Меркаву. В некоторых случаях эта трансформация приобретает черты апофеоза, когда сам мистик, подобно Богу, восседает на Меркаве. В кругах “нисходящих к Меркаве” (с 2 в. н. э.) созерцание Меркавы достигалось путем определенной мистической техники. Упоминаемое в Талмуде эзотерическое учение “Маасе Меркавы” — “дело Колесницы” (наряду с Маасе Берешит — “делом Начала”) носило более экзегетический характер, стремление к демифологизации выражает талмудическое высказывание: “Праотцы — это и есть Меркава” — не ангелы, но праведники, исполняющие на земле волю Бога, суть истинный престол Божий. В средневековой философии (Маймонид) Маасе Меркава отождествляется с метафизикой (встречается также утверждение, что Меркава — это аллегория небесных Сфер). Это мнение вызвало протест каббалистов, усматривавших в нем профанацию древней традиции. Обычно в средневековой каббале Меркава — тетрада “опорных сефирот” (Хесед, Гвура, Тиферет, Малхут), гармонизирующая противоборствующие тенденции в высших мирах (см. также Олам). В традиции лингвистической мистики Меркава — это священные имена, служащие колесницей божественных сил. Школа Абулафии толкует Маасе Меркавы как “деяние сопряжения” букв и имен — мистическую технику, приводящую к экстазу и пророчеству.
Лит.: Schalem G. Jewish Gnosticism, Merkabah Mysticism and Talmudic Tradition? N.Y, 1960.
M. Шнейдер
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.