Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - моска

Моска

МОСКА

MOCKA (Mosca) Гаэтано (1 апреля 1858, Палермо — 8 ноября 1941, Рим) — итальянский юрист, политолог и социолог. Получил юридическое образование в Турине. Доктор права с 1881. Испытал влияние И. Тэна. Разделял его пессимистический взгляд на историю человечества, убеждение в благотворной роли аристократии, в значении “моральной температуры” общества, а также позитивистский метод, требовавший отказа от метафизических спекуляций ради поиска научной истины. С 1885 преподавал конституционное право, а в 1887 получил должность издателя протоколов палаты депутатов, которую исполнял в течение десяти лет. В 1896 вышло в свет его основное произведение “Правящий класс”, ознаменовавшее, как считается, рождение в Италии политической науки. В том же году Моска возглавил кафедру конституционного права в Туринском университете, которую занимал до 1923. Активный публичный политик, член либеральной партии, он был в 1908 избран в палату депутатов, а в 1919 стал сенатором. Его отношение к фашизму менялось от свойственного тогдашней интеллигенции благосклонного выражения надежд на позитивные изменения к открытой оппозиции, когда эти надежды не оправдались. Со своей стороны фашисты никогда не провозглашали его своим предтечей, подобно В. Парето. Однако в начале 30-х гг. некоторые фашистские теоретики утверждали, что критицизм Моски по отношению к принципу большинства и его антипарламентаризм обеспечивают ему видное место среди идейных предшественников фашистской доктрины. В 1923 Моска был приглашен в Римский университет, где с 1925 по 1933 (год выхода на пенсию) руководил первой в Италии кафедрой истории политических институтов и доктрин.

Согласно Моске, власть всегда находится в руках организованного меньшинства — “правящего класса”, осуществляющего руководство управляемым большинством или “управляемым классом”. Это происходит вследствие особых способностей “правящего класса”, варьируемых в соответствии с изменяющимися особенностями исторических эпох и ситуаций, а также форм организации власти. “Правящий класс” всегда пытается оправдать свое господство при помощи моральных и юридических принципов — “юридической формулы”, которая, будучи абстрактной, должна согласовываться с реальными формами жизни, принятыми в том обществе, которым управляют. Концепция “политической формулы” делает теорию Моски не только средством интерпретации исторической политической реальности, но также заключает в себе требование установления консенсуса в организации государственной власти. По его мнению, в обществе существуют две противоположные тенденции — аристократическая, выражающая стремление сохранить власть в руках потомков тех, кто правит в настоящее время, и демократическая, выражающая стремление к обновлению властных структур выходцами из “управляемого класса”. Параллельно этим тенденциям, отражающим процесс циркуляции элит в обществе, Моска сформулировал два принципа, внешне противоположных — “автократический”, согласно которому власть передается сверху вниз, от “правящего” в “класс управляемых”, и “либеральный”, согласно которому власть делегируется снизу вверх. В “правящем классе” Моска различал два уровня — верхний (правительство) и нижний уровень (все существующие в данное время политические силы).

Концепцию завершает идея “юридической зашиты”, возможной только при условии “баланса социальных сил” и осуществляемой правительством посредством исполнения относительно справедливых правовых норм. Юридическая защита может быть реализована только при условии плюрализма сил, которые независимы, проверяют друг друга и разделяют власть в правительстве.

Либеральная по своей сути теория “юридической зашиты”, т. е. деятельности правительства под юрисдикцией справедливых законов и норм, вводила ценностный элемент в политическую теорию. Следуя этой концепции, лучшей признается та политическая система, которая максимально гарантирует уважение к “моральному чувству” с помощью социальных механизмов, способствующих его удовлетворению. Эти механизмы могут существовать только в условиях политической свободы. Исходя из этого, Моска отдавал предпочтение “открытому” “правящему классу” в противовес “закрытому”. Около 1923 Моска несколько изменил свою позицию, ввел в свою концепцию идею “репрезентативного правительства”, которое резко противопоставлял парламентским системам, называя их дегенеративными формами такого правительства. По его убеждению, репрезентативная система представляет собой высший уровень юридической защиты, когда-либо существовавшей в истории. Смысл понятия “репрезентативной системы” в том, что она достойно выражает интересы и чаяния населения, а лидеры и официальные лица, ее представляющие, отвечают ожиданиям электората.

Несмотря на либеральные установки Моски, его резкая критика парламентаризма подрывала тот институт, который представлял собой реализацию либеральных политических идеалов.

Концепция правящего и управляемого класса Моски вошла в обиход социально-политической мысли благодаря трудам Парето. Она рассматривалась как антитеза марксистской теории классов и оказала влияние на сочинения Р. Михаила, посвященные олигархической структуре политических партий и других организаций. В США она нашла сторонников в лице Дж. Бернхейма, Дж. Майзеля и др. В настоящее время центральная идея Моски о правящем классе рассматривается на Западе как базовое понятие политической науки и считается общим интеллектуальным достоянием.

Соч.: Element! di scienza. Rome. 1896; The Ruling Class. N.Y.-L., 1939; Storia delle dottrine politiche. Ban, 1932.

Ε. В. Остова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое моска
Значение слова моска
Что означает моска
Толкование слова моска
Определение термина моска
moska это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):