Философская энциклопедия - мюрдаль
Мюрдаль
МЮРДАЛЬ
(Myrdal), Гуннар (р. 6 дек. 1898) – шведский бурж. экономист и социолог. В 1933–50 – проф. политич. экономии, с 1960 – междунар. экономики Стокгольмского ун-та. Занимал ряд гос. постов, в 1945–47 – министр торговли. В 1933–38 и 1944–47 – депутат нижней палаты от с.-д. партии. В 1947–57 – исполнит. секретарь экономич. комиссии ООН для Европы. Выступал за развитие торговли между Западом и Востоком. Работы М., снабженные методологич. разделами, посвящены проблемам слаборазвитых стран и междунар. экономич. отношений. М. придерживается релятивистских субъективно-идеалистич. воззрений, перенося их в область экономич. исследований. Он отрицает объективность понятий обществ. науки, объявляет себя "индетерминистом". По М., люди способны направлять развитие общества согласно своим идеалам, независимо от объективных условий. "...Общественные явления можно изучать лишь с точки зрения человеческих идеалов", ценностей или "принципов оценки" ("Мировая экономика", М., 1958, с. 505). Не только суждения, но и сами наши понятия уже "...выражают собой известное отношение к ним...", т.е. "принципы оценки" (там же). Мысль о существовании объективной экономич. науки, сохранявшуюся в ранней работе М. "Политич. элемент в развитии экономич. теории" ("The political element in the development of economic theory", 1954; 1 изд. на швед. яз. в 1930), M. ныне считает "наивным эмпиризмом" (см. "Value in social theory", L., 1958, p. VII). Исходными "принципами оценки" в его экономич. работах служат т.н. "зап. идеалы свободы и равенства возможностей" и идеал "междунар.
экономич. интеграции", т.е. достижения всеми странами капиталистич. мира высокого экономич. уровня в условиях бурж. демократии и с помощью империалистич. держав. М. не способен решить проблему должного и сущего, составляющую камень преткновения для субъективно-идеалистич. аксиологии. Оперируя понятиями "программы" (цели, идеалы) и "прогноза" (оценка реальных перспектив развития), М.
констатирует, что "программа" зависит от "прогноза", а "прогноз", в свою очередь, – от "программы", от "принципов оценки" и, т. о., оказывается в замкнутом кругу. Анализируя положение слаборазвитых стран, М. отдает себе отчет в том, что нельзя ожидать, что развитые капиталистич. страны "по своей доброй воле окажут им помощь", что идеал "междунар.
интеграции" осуществится, если "не произойдет чего-то близкого к чуду". Выражая надежду на возможность "чуда", М. обнаруживает несостоятельность своей методологии. В 1938–42 по поручению Ин-та Карнеги М. изучал положение негров в США ("Американская дилемма" – "An American dilemma. The Negro problem and modern democracy", v. 1–2, N. Y., 1944; написана при участии Р. Стернера и А. Роуза). В этой работе, оцениваемой в бурж. кругах США как классич. труд, М. рассматривает негритянскую проблему как моральную, основанную на столкновении "идеалов" и становится на позиции т.н. градуалистов (постепеновцев), утверждая, что изменения в положении негров должны осуществляться "не путем внезапных сдвигов, а постепенно, шаг за шагом". М. ограничивается призывом к господствующим кругам юж. штатов "начать допускать высший слой негритянского населения к участию в политическом процессе". Работа М. встретила резкую критику в США со стороны прогрессивной общественности (см.
Н. Aptheker, The Negro today, N. Y., 1962).Соч.: Economic theory and underdeveloped regions, L., [1957 ].
А. Завадье. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.