Философская энциклопедия - нагель
Нагель
НАГЕЛЬ
(Nagel) Эрнест (1901 — 1985) — амер. философ, видный представитель натурализма. Проф. Колумбийского ун-та. Основная область исследований: логика и философия науки. Признавая природу единственным и всеобъемлющим объектом познания и подчеркивая приоритетное значение научных методов исследования, Н. вместе с тем в своей трактовке научного знания сохраняет приверженность логическому эмпиризму, ибо для него логико-математические принципы выражают лингвистические правила, а осмысленность эмпирических высказываний определяется их подтверждаемостью на опыте. Однако Н. не согласен с чисто конвенционалистской трактовкой логики и не склонен считать чувственные данные тем фундаментом, на котором можно построить структуру знания, ибо само эмпирическое познание невозможно без логических средств анализа. Выдвигая концепцию «логики без онтологии», Н. критикует тех, кто пытается подвести онтологические и трансцендентные основания под необходимый характер логических законов, ибо для него это означает игнорирование их нормативной природы. В трактовке логико-математических принципов, считает Н., следует прежде всего учитывать их функции в конкретных научно-исследовательских контекстах. Важный аспект натуралистической философии Н. составляет его трактовка ментальных событий и процессов как определенного аспекта телесной организации человека, однако он не склонен сводить психологические предикаты к физическим, ибо редукционизм, по мнению Н., ошибочен. В своей наиболее известной кн. «Структура науки» (1961) Н. рассматривает широкий круг вопросов о природе объяснения, логике научного исследования, структуре научного знания и т.д. Он детально разрабатывает гипотетико-дедуктивную модель объяснения как единый тип объяснения для всех наук, включая биологические и социальные. Согласно этой модели, объяснить к.-л. явление — значит показать, что оно выводимо из некоторого множества законов, действующих при определенных («начальных») условиях. Историк, как и любой др. ученый, должен объяснить, почему произошло то или иное событие, а для этого ему нужно выявить детерминированные «регулярности» в развитии общества. Однако детерминизм в истории ни в коей мере не означает, считает Н., признания «исторической неизбежности» и не отменяет моральной ответственности людей. В своей филос. оценке квантовой механики Н. вслед за А. Эйнштейном и М. Планком отвергает индетерминистское истолкование ее следствий.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
.