Философская энциклопедия - накаэ темин
Накаэ темин
НАКА́Э ТЕМИН
(псевдонимы: Т а к э м а, А о р ё, С ю с у й, Н а н к а й С э н г ё и др.; наст. имя – Т о к у с у к э) (1847–1901) – япон. философ. Под влиянием идей Парижской Коммуны поддерживал движение "за свободу и народные права" в Японии (70-е гг. 19 в.); в 1887 опубликовал в журн. "Кокумин-но томо" (No 3) соч. "Беседа трех подвыпивших о гос. правлении" ("Сан суйдзин кэйрин мондо"), в к-ром отстаивал идею народоправия. Впоследствии выступил против конституции 1889, считая ее обманом народа; разоблачал беззакония, творимые япон.
парламентом. В 1891 Н. Т. отказался от депутатского звания. После перевода фрагментов из книги Верона, названных "Эстетика г-на Вэй" ("Вэйси бигаку", 1884), и перевода книги Фулье "История философии" ("Ригаку энкакуси", 1886) Н. Т. опубликовал соч. "Глубины философии, или Детальное исследование по философии" ("Ригаку тёгэн", 1886), в к-ром ясно проявляется материалистич. направленность его рассуждений. Н. Т. отрицательно характеризовал идеалистич. школы европ. философии и положительно – материалистич. направление, к-рое называл "объективным сенсуализмом". По его мнению, пренебрежение логич. размышлением приводит к мистике, а "религия и спиритуализм представляют собой вред" для развития филос. мышления. В соч. "Еще полтора года" ("Дзоку итинэнюхан", 1901) Н. Т. подвел итоги своих филос. размышлений. Догме о бессмертии души Н. Т. противопоставил бессмертие материи. Мир безначален, бесконечен и неистощим; к бесконечному потоку соединяющихся и освобождающихся атомов ничего нельзя добавить. Отстаивая объективность пространства и времени, H. T. писал: "...Поскольку мир есть мир предметов, то несомненно должно существовать некоторое место, в котором они находятся. Это место в качестве пространства существует вне и независимо от нашего сознания..." ("Еще полтора года", с. 74), и далее – "Время подобно телеге, нагруженной предметами и движущейся от одного отрезка к другому" (там же, с. 76). В гносеологии Н. Т. придерживался теории отражения материалистов 18 в. Н. Т. называл позитивистов школой, к-рая "в своем убожестве премного клевещет на способности человеческого духа и доходит до того, что умаляет его достоинства и ценность" (там же, с. 54). Н. Т. отрицал свободу воли и отстаивал детерминизм.В области этики Н. Т. отступал от материализма, проповедуя теорию "разумной самооценки и самоконтроля" как основы нравственных поступков "для себя и для других". В 1894 он сделал перевод из Шопенгауэра и издал его под названием "Великие основные принципы этики" ("Дотоку дайгэнри"). Филос. и социально-политич. воззрения Н. Т. оказали большое влияние на демократич.
интеллигенцию Японии.Лит.: Радуль-Затуловский Я. Б., Наказ Тёмин, "Сов. востоковедение", 1949, No 4; Сакисака Ицуро (ред.-составитель), Совр. япон. мыслители, пер. с япон., М., 1958; Котоку Сюсуй, Тёмин сэнсэй (Учитель Тёмин), Токио, 1902; Нагата Хироси, Нихон юибуцурон си (История япон.
материализма), Токио, 1936, с. 241–316; Тории Хакуро, Мэйдзи сисоси (История идей времени Мэйдзи), Токио, 1947, с. 98–106; Сайгуса Хирото, Нихон юибуцуронся (Япон. материалисты), Токио, 1956, с. 207–33; Хидзиката Кадзуо, Накаэ Тёмин, Токио, 1958; Фунаяма Синъити, Мэйдзи тэцугакуси кэнкю (Изучение истории философии времени Мэйдзи), Токио, 1959, с. 245–60, 278–93.
Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.