Философская энциклопедия - нестяжатели
Нестяжатели
НЕСТЯЖА́ТЕЛИ
представители религ.-филос. и обществ. течения в Рус. гос-ве конца 15 – сер. 16 вв., возглавлявшегося Нилом Сорским, Вассианом Косым (Патрикеевым) и Артемием Троицким. К Н. примыкал также Максим Грек. В противоположность иосифлянам, стремившимся к созданию экономически сильной и политически независимой церкви ("священство выше царства"), Н. пытались укрепить авторитет церкви путем поднятия нравственности духовенства и устранения вотчинных прав монастырей. Выйдя за рамки внутрицерк. течения, Н. включились в борьбу вокруг вопроса о земле и власти. Великокняжеская власть использовала их учение для идейного обоснования своих секуляризац. планов: на соборе 1503 по инициативе Ивана III с проектом секуляризации монастырских земель выступил Нил Сорский. В дальнейшем иосифляне перешли к поддержке великокняжеской власти, выдвинув теорию теократич. абсолютизма и добились осуждения Н. (в т.ч. Вассиана Косого, Максима Грека и Артемия Троицкого) как еретиков.
В мировоззрении и публицистич. деятельности Н. имелись существ. различия. Гл. содержание творчества Нила Сорского и продолжателя его идей Артемия Троицкого составляли проблемы внутр. духовной жизни и нравств. самосовершенствования иноков. В противоположность им, Вассиана Косого и Максима Грека интересовали преим. вопросы практич. устройства монастырской жизни. Их соч. пронизаны резкой критикой вотчинного быта монастырей, страстными обличениями стяжательства монахов.
Для Н. в сравнении с иосифлянами было характерно более свободное понимание религии, противопоставление евангельской морали ветхозаветным концепциям нетерпимости (отсюда присущее почти всем Н. терпимое отношение к еретикам). В их высказываниях встречались и отд. элементы вольномыслия. Таковы зачатки сенсуализма в психологич. рассуждениях Нила Сорского (положение о "прилоге" – возникновении мыслей и чувств из полученных извне ощущений); отрицание Вассианом Патрикеевым с рационалистич. позиций учения о двух природах Христа; высказывание Артемия Троицкого о зависимости "духовного" от "телесного". Элементы вольномыслия, критика Н. вотчинных прав церкви содействовали развитию свободной критич. мысли, оказали влияние на формирование взглядов еретиков сер. 16 в., в частности Феодосия Косого.
Лит.: Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.–Л., 1947; Зимин Α. Α., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV – первой пол. XVI вв., М., 1960; Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике конца XV – нач. XVI в., М.–Л., 1960, с. 285–345, 426–49.
Н. Казакова. Ленинград.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.