Философская энциклопедия - неясность
Неясность
НЕЯСНОСТЬ
— характеристика употребления имени (понятия) с недостаточно определенным, расплывчатым смыслом. Употребление и понимание понятия предполагает знание его смысла или содержания и отчетливое представление о классе тех объектов, к которым оно относится. Понятие, отсылающее к размытому, нечетко представляемому множеству вещей или к множеству, граница которого неопределенна, является неточным (см. НЕТОЧНОСТЬ ). Понятие с неясным смыслом, размытым и неопределенным содержанием называется содержательно неясным или просто неясным.
Напр., «живое существо» представляет собой относительно точное понятие: обычно мы уверенно распознаем, является ли встретившийся объект таким существом или нет. Вместе с тем содержание этого понятия не вполне ясно. Существуют десятки определений жизни, и вряд ли какое-то из них является окончательным.
Еще одним примером неясного понятия может служить слово «человек». Существуют десятки определений человека. Одним из самых известных является определение его как животного, наделенного разумом.
Неясно, однако, что такое разум, которого лишено все живое, кроме человека. В каждую эпоху имелось свое определение человека, представлявшееся для того времени наиболее глубоким. Р. Барнет писал, что для греков человек — мыслящее существо, для христиан — существо с бессмертной душой, для современных ученых — существо, производящее орудия труда; сверх того, для психолога человек является животным, употребляющим язык, для этика — существом с «чувством высшей ответственности», для теории эволюции — млекопитающим с громадным мозгом и т.д.
Многие понятия и естественного языка, и полуискусственного языка философии являются одновременно и неясными, и неточными. Их содержание расплывчато, и они отсылают к нечетко очерченному классу объектов. Таковы, напр., понятия «философия», «бытие», «онтология», «рациональность», «научный метод», «причинность», «язык», «интуиция» и др.
Неясными и одновременно неточными являются и многие научные понятия. Одним из источников споров, постоянно идущих в биологии, особенно в учении об эволюции живых существ, является неясность таких ключевых понятий этого учения, как «вид», «борьба за существование», «эволюция», «приспособление организма к окружающей среде» и т.д. Не особенно ясны и многие центральные понятия психологии: «мышление», «восприятие», «темперамент», «личность» и т.д. Неясные понятия обычны в эмпирических науках, имеющих дело с разнородными, с трудом сводимыми в единство фактическими данными. Такие понятия нередки и в самых строгих и точных науках, не исключая математику и логику. Не является, напр., ясным понятие множества, или класса, лежащее в основании математической теории множеств. Далеки от ясности такие важные понятия логики, как «логическая форма», «высказывание», «доказательство», «логическое следование» и др.
Не является, наконец, ясным и точным и само понятие науки. Было предпринято много попыток выявить те особенности научных теорий, которые позволили бы отграничить последние от псевдонаучных концепций, подобных алхимии или астрологии. Но полной определенности и отчетливости понятию «наука» так и не удалось придать.
Степень содержательной ясности научных понятий определяется прежде всего достигнутым уровнем развития науки. Неразумно было бы поэтому требовать большей — и тем более предельной — ясности в тех научных дисциплинах, которые для нее еще не созрели. Существенно также, что понятия, лежащие в основании отдельных научных теорий (такие, как «множество» в математике или «логическое следование» в логике), по необходимости остаются содержательно неясными до тех пор, пока эти теории способны развиваться. Полное прояснение таких понятий означало бы, в сущности, что перед теорией уже не стоит никаких вопросов.
Иногда неплохим средством прояснения понятия оказывается исследование его происхождения, прослеживание изменений его содержания со временем. Однако значение анализа этимологии слова для уточнения его содержания чаще всего переоценивается. Слово «революция» когда-то означало в астрологии регулярное движение небесных тел; «феодал» и «феодализм» первоначально были терминами судебной практики; слово «капитал» употреблялось только ростовщиками и счетоводами. Эти этимологические экскурсы почти ничего не значат для более ясного понимания современного значения указанных слов. Эволюция значения чаще всего является непоследовательной, а то и просто противоречивой.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.