Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - нибур ричард хельмут

Нибур ричард хельмут

НИБУР Ричард Хельмут

НИБУР Ричард Хельмут

НИБУР (Niebuhr) Ричард Хельмут (3 сентября 1894, РайтСити, США — 5 июля 1962, Йель) — американский протестантский теолог, специалист в области христианской этики, историк теологии культуры. Младший брат известного американского теолога Райнхольда Нибура. Братья Нибур — из семьи евангелического священника, эмигрировавшего в США из Германии во 2-й пол. 19 в. Атмосфера благочестия в родительском доме повлияла на формирование личности братьев. Ричард Нибур получил хорошее теологическое образование в семинарии, затем в Вашингтонском университете и в Йельской теологической школе. Окончив ее в 1924, защитил диссертацию по философии. После посвящения в духовный сан был пастором евангелической церкви в г. Сент-Луис, работал в должности профессора Иденской семинарии, возглавлял Элмхастский колледж. С 1931 до конца жизни был профессором теологии и христианской этики в Йельской теологической школе. Нибур посвятил свою жизнь совершенствованию системы богословского образования и поиску путей реформирования церкви. Он вел активную проповедническую, общественную и писательскую деятельность. Его работы характеризуются стремлением найти ответы на актуальные проблемы развития современной цивилизации, кризиса культуры и нравственного оскудения человека в свете не только традиционной теологии, но и с учетом опыта всех форм духовной культуры: философии, истории, психологии и др.

В ранний период Ричард Нибур испытал влияние популярных в то время идей социального евангелизма, опираясь на их этическое содержание, он осмысливал значение и роль христианской церкви в жизни современного человека. Теоретическое обоснование этих взглядов дается в работах: “Социальные истоки вероисповеданий” (The Social Sources olDenominationaьsm: An Essay Christian Moral Philosophy, 1929), “Царство Божие в Америке” (The Kingdom of God in America, 1937), “Значение Откровения” (The Meaning of Revelation, 1941) и др.

Большое влияние на эволюцию взглядов Ричарда Нибура оказала неоортодоксия, появившаяся в Германии в нач. 20-х гг., один из теоретиков которой — П. Тиллих был приглашен в США братьями Нибур в 1933. Ричард Нибур стремился преодолеть крайности неоортодоксии в трактовке отношений между культурой и религией. С этой целью им была написана программная работа “Христос и культура” (Christ and Culture, 1951), в которой Нибур рассматривал противопоставление культуры не религии, а Иисусу Христу (тенденция “антропологизации” религиозного сознания). Тем самым он продолжал традиционную для протестантского модернизма традицию секуляризации религии, десакрализации, “очеловечивания” образа Иисуса Христа, которая достигала в социальном евангелизме своего максимального развития, когда Христос рассматривался в качестве не только носителя нового морального сознания, но и непосредственного участника социокультурных процессов создания “царства Божьего на Земле”. Данная позиция позволяла ему размежеваться с традицией культурного негативизма в христианской религии.

Нибур полагал, что существуют как крайние, прямо противоположные решения проблемы соотношения Христа и культуры, так π промежуточные варианты, которые находят отражение в различных направлениях христианской теологической и философско-теологической мысли. Он выделил в христианской мысли пять культурологических концепций: “Христос против культуры” (концепция “иррелип-юзности культуры” у Тертуллиана, С. Кьеркегора, К. Барта, когда светская культура рассматривается как плод греховных деянии человека, что приводит к изоляции культуры от религии, которая оттесняется в сферы личной жизни людей); “Христос в культуре” (концепция “панрелигиозности культуры” характерна для “культур-теологов” А Ричля, Э. Тр&ача и др. протестантских модернистов, которые стремились сделать упор на неразрывности и даже слитности Христа и культуры. В условиях кризиса цивилизации и культуры Христу отводится роль реформатора социальной жизни, что не соответствует основной христианской концепции). Симпатии Нибура на стороне тех культурологических построений, в которых рассматриваются различные варианты сближения религии и культуры: “Христос над культурой” (культурологическая концепция католической теологии); “парадокс между Христом и культурой” (данная позиция близка М. Лютеру) и, наконец, “Христос выступает как преобразователь культуры” (связывается Нибуром с творчеством Августина Блаженного и Ж. Кальвина). Причины существования этих культурологических концепций Нибур видел в определенных культурно-исторических ситуациях, которые появляются в процессе ассимиляции христианства различными национальными культурами, в ходе чего меняется и представление о Христе и его роли в культуре. Во всех случаях Христос объявлялся частью человеческой культуры в том смысле, что Он Сам является частью социального наследия, которое должно быть сохранено и передано последующим поколегшям. Моральный подход к личности Христа, четко намеченный в работе “Христос и культура”, способствовал формированию этической теологии Нибура. Цикл лекций “Христианская этика” (Christian Ethics: Sources of the Living Tradition, 1955) дополнил и развил эти идеи, которые получили у самого Нпбура название “социального экзистенциализма”. В отличие от других сторонников теологии кризиса (П. Тиллиха, Раин. Нибура, Б. Меланда и др.) Ричард Нибур отходит от субъективной диалектики и индивидуализма, характерных для экзистегтр

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое нибур ричард хельмут
Значение слова нибур ричард хельмут
Что означает нибур ричард хельмут
Толкование слова нибур ричард хельмут
Определение термина нибур ричард хельмут
nibur richard helmut это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):