Философская энциклопедия - opus postumum
Opus postumum
OPUS POSTUMUM — обозначение ряда текстов И. Канта, содержащих наброски по проблемам натурфилософии и трансцендентальной философии, которые он делал с декабря 1786 по январь 1804. К 1786—96 относятся т. н. несброшюрованные листы, с 1796 сделано 12—14 набросков, которые объединены в т. н. 12 конволютов. Некоторые из набросков делались для сочинения, предназначенного для публикации. Общий заголовок в первых систематических набросках (1796—99) — “Переход от метафизических начальных оснований натурфилософии к физике”. Между 1800 и 1803 Кант дает своему проекту следующие заголовки: “Переход к границам всего знания — Бог и мир. Бог в его всеобъемлющей сущности и мир в синтетической системе идей трансцендентальной философии, поставленные в отношение друг к другу и т. д.”. Или: “Система трансцендентальной философии в трех разделах — Бог, мир, универсум и Я сам, человек как моральное существо”.
Уже в т. н. Oktaventwurf 1796 в наброске под названием “Количество, качество, отношение и модальность материи” темы задуманного нового сочинения — “эфир”, “идея расширяющейся материи, которая наполняет мировое пространство” (21, 3789-ig), “целостность мирового притяжения” (21,378зо), “некое всеобщее мировое тело, которое благодаря первоначальному толчку и [затем] взрывообразно осциллирует в вечность” (21, 379|-з). Эта идея “вечно осциллирующей материи” не согласуется с учением о трансцендентальной диалектике “Критики чистого разума” и с “Метафизическими началами естествознания” (1786), в которых должно было бы содержаться разъяснение категориальной определенности эмпирического понятия материи. В наброске, названном Кантом “Переход 1—14”, материя будет дедуцирована в качестве Единого (одного) предмета опыта и выведена из “принципа согласования ее понятия с условиями возможности Одного опыта”, короче: из “априорного понятия единства опыта”. В набросках X/XI 7-го и 1-го конволютов развита теория самополагания Я, в которой трансцендентальный идеализм отождествлен со спинозизмом и Шеллинг рассмотрен как представитель трансцендентального идеализма. Правда, Кант называет спинозизм “мечтательным” или “трансцендентальным”. Однако в конце концов Кант выдвигает идею трансцендентальной теологии как высшего пункта трансцендентальной философии, объединяющей Я, человеческий дух и мир.
Т. о. Opus postumum документирует длившийся 17 лет процесс работы Канта над трансцендентальной метафизикой природы и трансцендентальной философией, взятыми в их единстве. Эта работа проходит через три фазы: 1) после 1786, между 1796 и 1799: исходя из понятия материи как идеи. Кант делает попытку создать основу для всех естественных наук (физики, химии, биологии); 2) 1799 (вторая фаза документирована упомянутым наброском “Переход 1—14”): эта метафизика природы дает трансцендентальную дедукцию a priori для системы трансцендентальной философии и ее центрального понятия мировой системы материи, понятия эфира; 3) 1799—1801: трансцендентальная философия становится спинозизмом. Я превращается в субстанцию-субъект, которая полагает себя в качестве causa sui, производит из себя Бога и мир и объединяет их в своем понятии — понятии человеческого духа (наброски X/XI 7-го и 1-го конволютов). Из трансцендентальной философии она становится, т. о., трансцендентальной теологией, или, как сказано у Канта, “космотеологией”. “Идея связи созерцания с понятиями, согласно философии Спинозы, — пишет Кант, — есть принцип синтетического познания a priori из понятий. 1) Переход от метафизических начальных оснований натурфилософии к физике. 2) Переход от физики к трансцендентальной философии. 3) Переход от трансцендентальной философии к системе, связывающей природу и свободу. 4) Заключение, касающееся всеобщей связи жизненных сил всех вещей во взаимопротивопоставлении Бога и мира” (21,1717-24).
Согласно реконструкции Э. Адикеса, Opus postumum, напечатанные в XXI и XXII томах Сочинений Канта (издание Прусской академии), рекомендуется читать в той последовательности, которая соответствует времени возникновения рукописей и обозначениям самого Канта: 1) 23 несброшюрованных листа: Bd. XXI, S. 414—477; 2) т.н. Oktaventwurf 1796 (обозначается у Канта “l— 2l”) — там же, S. 373—412; 3) наброски “А—С” 1797—99 — там же; 4) набросок “Переход 1-14” (май-август 1799): Bd. XXI, S. 535-612; 512-520; Bd. XXII, S. 609—615; 5) набросок “Redactio 1—3” и “A—?” 10-го и 11-го конволютов: Bd. XXII, S. 556—585; Bd. XXI, S. 488-492; Bd. XXII, S. 279-295; Bd. XXII, S. 295-409,453539,425—452; 6) наброски 7-го и 1-го конволютов: Bd. XXII, S. 3-101; 101-131; 409-421; Bd. XXI, S. 9-139; 139-155; 155-158; 3-9.
Лит.: Adickes E. Kants Opus postumum dargestellt und beurteilt. B., 1920; Mathieu V. La Filosofia trascendentale e Г “Opus postumum” di Kant. Torino, 1958; TuschlinsB. Metaphysische und transzendentale Dynamik in Kants Opus postumum. B.—N. Y., 1971; Übergang — Untersuchungen zum Spätwerk Immanuel Kants, msg. vom Forum für Philosophie. Bad Homburg— Fr./M., 1991; Immanuel Kant, Opus postumum, ed. by E. Porster and M. Rosen. Cambr, 1993 (перевод на англ. язык с подробным введением и примечаниями).
Б. Тушит
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.