Философская энциклопедия - ощущение
Ощущение
ОЩУЩЕНИЕ
отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. О.— исходный пункт познания, неразложимый его элемент. Выделяя отражение качества как главный момент в О., В. И. Ленин писал, что «самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в н е м неизбежно и к а ч е с т в о...» (ПСС, т. 29, с. 301). Существуют многообразные виды О.: осязательные, зрительные, слуховые, вибрационные, температурные, обонятельные, вкусовые, болевые, О. равновесия, ускорения, мышечно-суставные и др. Особенность тех или иных О. наз. их модальностью; О. различных модальностей не сравнимы между собой.
В процессе эволюции жизни О. возникает на базе раздражимости в связи с образованием нервной системы. При этом лишь для небольшого числа видов энергии выработались специфич. органы чувств. О. многих др. свойств объективного мира (напр., формы, величины, отдалённости предметов друг от друга и от наблюдателя) возникают лишь в процессе взаимодействия различных органов чувств.
У человека ведущую роль в чувств. познании действительности играют зрительные О., тесно связанные с осязательными О., которые расчленяются на кожно-осязательные (тактильные), температурные, болевые, мышечно-суставные. Периодич. изменение давления отражается в форме вибрационных О. Слух представляет собой комплекс разнородных О.: высоты звука, громкости и тембра. Важную роль играют хеморецепторы: обоняние и вкус. Характерная особенность О.— пространств. локализация объекта О.
В отличие от О. животных, О. человека опосредованы его предметно-практич. деятельностью, всем процессом общественно-историч. развития культуры. По словам Маркса, «...человеческий глаз воспринимает и наслаждается иначе, чем грубый нечеловеческий глаз, человеческое ухо — иначе, чем грубое неразвитое ухо, и т. д.» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 42, с. 121). О. человека имеют в принципе осмысленный, осознанный характер, хотя существуют и неосознанные О.
Многообразие О. отображает качеств. многообразие мира. Ленинская теория отражения рассматривает О. как копию, снимок с действительности, как субъективный образ свойств объективного мира. Она противостоит как взглядам сторонников «физиология.» идеализма, утверждающих, что О. суть условные знаки, иероглифы свойств вещей, так и механич. разграничению первичных и вторичных качеств. ведущему к агностицизму и субъективному идеализму, к взгляду на вещи как комплексы ощущений. Подвергая критике представителей махизма, Ленин подчёркивал, что О. дают нам более или менее верные образы объективных свойств вещей, хотя различные О. обладают разной степенью адекватности воспроизведения этих свойств.
Будучи источником знаний человека об окружающем мире, О. входят в качестве элемента в целостный процесс человеч. познания, включающий восприятия, представления, ионятия.
Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т, 18; Ананьев Б. Г., Теория ощущений, Л., 1961; Чувств. познание, М., 1905; Михайлова Н. Б., Чувств. отражение в coup. науч. познании, М., 1972;
см. также лит. к ст. Отражение.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.