Философская энциклопедия - пакудха каччаяна
Пакудха каччаяна
ПАКУДХА КАЧЧАЯНА (пали Fдkudha Kaccдyana) один из шести “диссидентствовавших” философов шраманской эпохи, взгляды которого излагаются в “Саманнапхала-сутте” (Дигха-никая 1.56). Пакудха Каччаяна выделял 7 “атомарных” начал, определяющих бытие индивида: четыре материальных элемента (земля, вода, огонь, ветер), радость и страдание, а также одушевляющее начало (джива), характеризуемые как “предельные”, неизменные (“прочные как вершины гор”, “непоколебимые как колонны”), статичные, взаимоизолированные и не могущие быть причинами радости и страдания друг для друга. Принципиальная отделенность радости и страдания от субъекта позволяет считать их глубинными субстантивированными внутренними интенциями индивида, а субъекта — внеположенным любым чувствам и действиям. Поэтому обычно понимаемая жизнь индивида является призрачной: никто не может учить и учиться у других, кого-либо убить или быть убитым. Дуалистическая и в известном смысле обедненная параллель этой схеме содержится в джайнской “Сутра-кританге”, где джива противостоит пяти стихиям. Влияние философа на последующую индийскую философию было весьма значительным: он впервые представил набор субстанций, предварительно проанализировав их на предмет несводимости к другим началам (ср. системы субстанций в джайнизме и вайшешике); построил модель философского реализма, признавая и материальные и нематериальные начала; к нему же в значительной мере восходит попытка “разложения” индивида на составляющие — основная предпосылка деперсонализма.
В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.