Философская энциклопедия - панчавидхакальпана
Панчавидхакальпана
ПАНЧАВИДХАКАЛЬПАНА (санскр. pancavidhakalpanд — пятеричная конструкция [разума]) — категориальная система йогачары, реконструированная Ф. И. Щербатским из основного сочинения Дигнаги “Праманасамуччая” (1.2), комментария Камалашилы к “Таттвасанграхе” Шантаракшиты и других источников. Смысл панчавидхакальпаны заключается в том, что объектом нашего мышления не может быть реальность-сама-по-себе — точечные динамические моменты бытия, как абсолютно “частные”, мгновенные и невербализуемые, но мы можем выявить ракурсы, через которые оно конструирует мир из этого принципиально недискурсивного материала. Панчавидхакальпана и является системой только “имен”: индивиды — собственные имена (nдmakalpanд), классы — родовые имена (jдtikalpanд), качества — имена свойств (gunakalpanд), движение — глаголы (karmakalpanд), субстанции — субстантивы (dravyakalpanд). Однако мыслительный синтез способен не только к референции, но и к соединению понятий друг с другом. Поэтому таблица категорий панчавидхакальпаны находит продолжение в другой — таблице четырех возможных реляций двух понятий: в виде утверждения (vidhi), отрицания (anupalabdhi), тождества (tдdдtmya) и причинности (tadutpatti).
Сопоставляя категориальную систему буддистов и вайшешиков, Щербатской отмечает помимо того важнейшего различия, что первая не призвана параметризировать саму реальность и отсутствие в ней четырех категорий — общего (все “имена”, в т. ч. собственные, уже генерализации), частного (то, чтодействительно “частно”, не есть объект мышления), ингеренции и небытия (см. Падартха). С категориальной системой Аристотеля панчавидхакальпану сближает тесная связь с грамматическими категориями и понимание субъекта предикаций как того, что само “ни о чем не сказывается”, с системой Канта — рассмотрение категорий лишь как “линз” разума, через которые он рассматривает вещи (с учетом всех частных различий).
В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.