Философская энциклопедия - "поведения социального" концепция
"поведения социального" концепция
"ПОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО" КОНЦЕПЦИЯ
господствующее в совр. бурж. социологии в США понимание предмета и задач социологии, являющееся общетеоретич. основой большинства эмпирич. исследований. Начало "П. с." к. положили Р. Парк и Э. Бёрджесс; ее совр. сторонники Мертон, Парсонс, Ландберг, Лазарсфельд и др.
Понимание социологии как "науки о социальном поведении" связано с претензиями на создание "деидеологизированной", "точной" социологии в противовес "социальной философии" 19-20 вв. Под социальным поведением имеют в виду определ. конструкцию деятельности и отношений индивидов и социальных групп, когда психич. отношения людей (коммуникация) рассматриваются как "специфически-социальный" фактор. В результате социология сводится к изучению "межличностных отношений" (interpersonal relations); акт психич. взаимодействия между двумя или неск. индивидами выделяется в качестве клеточки, в к-рой, как в коконе, заключена вся специфика социальных процессов (см. N. S. Timasheff, Sociological theory. Its nature and growth, N. Y., 1955, p. 294). "П. с." к. существует в виде двух полемизирующих между собой вариантов – "социального бихевиоризма" и различных теорий, исходящих из идей "динамич. психологии", прежде всего психоанализа. Последователи "социального бихевиоризма" (гл. пропагандист к-рого с 30-х гг. – Ландберг), применяя принцип "стимул – реакция" к изучению поведения человека в социальной среде, отождествляют изучение актов обществ. сознания с изучением реакций ("открытого поведения" – overt behaviour) групп, коллективов. Этот подход осуществляется в области социологии малых групп, социологии лидерства, социологии политич. отношений (прежде всего в исследованиях процессов обществ. активности, напр. выборов) и характеризуется гипертрофированным использованием в исследованиях количеств. методов, в т.ч. математических. Большинство крупных бурж. социологов, занятых проведением эмпирич. исследований (П. Лазарсфельд, С. Стауффер, Б. Берельсон и др.), стоит на платформе "социального бихевиоризма", а его гл. принципы лежат также в основе различных вариантов "математич. социологии" (Рашевский, Додд и др.).
Второе направление социологии как "науки о социальном поведении" связано с упором на изучение мотивов, влечений, ценностей, целей и др. факторов сознания людей как объективно существующих явлений индивидуальной психики и социальной психологии. Позицию этого направления наиболее полно выражает социального действия теория. Среди его представителей большое количество противников "социологич. неопозитивизма" и сторонников "качеств. методологии". В эмпирич. исследованиях, проводимых в рамках этого направления – в индустриальной социологии, социологии семьи, социологии расовых и этнич. отношений, в качестве теоретич. базы используются идеи психоанализа о структуре личности, факторах личностного конфликта и путях его преодоления. Установки этого варианта "П. с. " к. являются основой теории "человеческих отношений". По сравнению с программой "социального бихевиоризма", второе направление является в наст. время в бурж. странах более популярным вследствие изменения задач, к-рые ставятся перед социологией в области манипулирования людьми в интересах правящей верхушки. Усматривая источники противоречий бурж. общества в области взаимодействия взглядов, верований и эмоций людей, представители различных направлений "П. с." к. предлагают различные способы их разрешения. "Социальный бихевиоризм" дает рекомендации относительно манипулирования "открытым поведением", т.е. поступками людей. В конечном счете он обосновывает ту или иную практику командования людьми со стороны властей. Господствующие классы в совр. капиталистич. обществе переходят к все более изощренным способам руководства массами и прежде всего к таким, к-рые направлены на выработку у них сознат. предпочтения существующих социальных порядков. Тенденции бюрократич. манипулирования личностью в бурж. обществе все более принимают форму руководства убеждениями, мотивами, ценностями, принципами людей. Антибихевиористские школы в социологии, основанные на программе изучения психики людей и выработке влияния на ее наиболее глубинные процессы, выступают в качестве теоретич. обоснования и разработки методов и средств подобного манипулирования.
Лит.: Lundberg G., Foundations of sociology, Ν. Υ., 1939; его же, Sociology, N. Y., 1954; Αngell R. C., The integration of American society, Ν. Υ., 1941; Elliott M. Α., Merrill F. Ε., Social disorganization, N. Y., 1941; Faris R. Ε. L., Social disorganization, N. Y., 1948; Lewin Κ., Resolving social conflicts, Ν. Υ., 1948; Analyzing social problems, ed. J. E. Nordskog, E. С. McDonagh, M. J. Vincent, N. Y., [1950]; Green Α., Sociology. An analysis of life in modern society, Ν. Y., 1952; Gitter J., Social dynamics..., N. Y., 1952; For a science of a social man, ed. J. Gillin, N. Y., 1954; Horton P., Leslie G., The sociology of social problems, N. Y., 1955; Common frontiers of the social sciences, ed. M. Komarovsky, N. Y., 1957; Bernard J. S., Social problems at midcentury..., N. Y., 1957.
H. Новиков. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.