Философская энциклопедия - пудгала-вада
Пудгала-вада
ПУДГАЛА-ВАДА (санскр. pudgalaväda — учение об индивиде) — общее название группы буддийских школ, разделявших “персоналистическую” доктрину нудгалы. В нее входили: ватсипутрш, дхармоттария, бхадарания, саннагарика, авантака и др. Большинство современников и тем более поздние поколения буддистов — сторонников пудгала-вады оценивали как “внутренних аутсайдеров” (antarasaratirthika). Обстоятельный разбор и критику их позиций содержат важнейшие тексты тхеравады (“Катхаватху”), вайбхашики и саутрантики (“Абхидхармакоша”). Среди махаянских авторов, критиковавших пудгала-ваду, — Нагарджуна, Асанга, Чандракиртч, Шантидэва и Камалашива. Из собственных текстов этой школы сохранилось небольшое сочинение по винае (дисциплине) в китайском переводе, трактат по абхидхарме и трактат “Саммития-никая-шастра” (плохо поддающийся переводу). В поддержку своей доктрины приверженцы пудгала-вады ссылались на некоторые известные фразы Будды, где пудгала упоминается в значении некой неделимой целостности, объекта референции для слова “я”, напр.: “Я буду учить вас бремени, его возложению, его снятию и носителю бремени. Пять скандх, образующих сферу восприятия, суть бремя. Носитель бремени есть пудгала: тот почтенный человек, которого зовут так-то и так-то, рожденный так-то и так-то, из такого-то и такого-то клана, питающийся такой-то и такойто пищей, живущий столько-то и столько-то, пребывающий здесь столько-то и столько-то, оканчивающий свой жизненный путь так-то и так-то”.
По мнению Э. Конзе, буддийский “персонализм” был реакцией на абсолютизацию деперсоналистических тенденций — подчеркивание реальности только изолированных мгновенных состояний — дхарм и отрицание даже их относительного единства в определенные промежутки времени (аншпма-вада).
β. Γ. Лысенко
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.