Философская энциклопедия - пятидесятники
Пятидесятники
ПЯТИДЕСЯТНИКИ
религ. секта, учение к-рой отправляется от евангельского сюжета о "сошествии св. духа на апостолов" в день т.н. пятидесятницы. Отличит. особенность учения П. – идея "индивидуальной пятидесятницы", понимаемой как способность ревностного верующего приобрести "дары св.
духа", проявляющиеся в глоссолалии ("говорении на языках") и исцелении больных путем наложения на них рук. По своим идеям П. близки баптистам и адвентистам: первым – по идее греховности человека и единственно возможному для него спасению благодаря искупит. жертве Христа; вторым – по идее о непосредств. близости второго пришествия и установления на земле тысячелетнего царства Христа.
П. появились в первом десятилетии 20 в. почти одновременно в Уэльсе и Лос-Анжелосе и распространились во мн. странах: Скандинавии, Венгрии, Польше, Германии, а также в Лат. Америке. Особенно большой успех проповедь П. имела среди последователей лютеранства, методизма, баптизма. В наст. время общая численность П.
превышает 10 млн. чел. В 1906–14 П. проникли из Скандинавии в Финляндию, оттуда в Россию, вербуя себе сторонников гл. обр. среди рядовых последователей евангельского христианства и баптизма, недовольных диктатурой "верхов". В первые годы после Октябрьской революции П. не отличались широким прозелитизмом. Оживление деятельности в годы нэпа продолжалось до конца 20-х гг.
Секта имела централизованное руководство, проводила съезды, издавала журнал "Евангелист". Значительно уступая в численности евангельским христианам и баптистам, секта П. к исходу 20-х гг. сравнялась по числу последователей с адвентистами. П. упорно отказывались от службы в Красной Армии. В 1944–45 П., при условии отказа от глоссолалии, были приняты в Союз евангельских христиан.
Тем не менее они продолжали придерживаться своего экстатич. культа.А. Клибанов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.