Философская энциклопедия - рабовладельческая формация
Рабовладельческая формация
РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ
обществ. строй, основанный на рабстве и рабовладельчестве; первая в истории человечества антагонистич. обществ.экономич. формация. Рабство, т. е. труд одних людей на других, соединённый с личной принадлежностью трудящегося тому, кто присваивает продукт его труда,— явление, существовавшее в разных историч. условиях. В Р. ф. рабский труд играет роль господствующего способа производства. Р. ф. имела значение мировой системы и существовала в Египте, Вавилонии, Ассирии, Персии, государствах Др. Индии, Др. Китая, Др. Греции и Италии. Возникновение Р. ф.— историч. закономерность. Но эта закономерность характерна только для общемирового историч. процесса, но отнюдь не для истории отд. народов или стран. Наиболее ярко выраженные проявления Р. ф. возникли и развивались независимо друг от друга у народов Китая, Греции и Италии.
Общей предпосылкой возникновения Р. ф. было развитие орудий производства, разделение и кооперация труда, в результате чего стало возможным производство прибавочного продукта и возникновение частной собственности и эксплуатации. В развитии Р. ф. выделяют 3 этапа: 1) складывание [Китай времён Чжоуского царства (11 — 8вв. до н. э.), Греция «Гомеровской эпохи» (9—8вв. до н. э.), Италия (8—6вв. до н. э.)]; 2) утверждение и ра»витие [Китай времени рабовладельч. царств периода Чуньцю — Чжаньго (8—3вв. до н. э.), Греция эпохи полисов в период их расцвета (5—4вв. до н. э.), Италия времени Рим. республики поздней поры (3—1вв. до н. в.)]; 3) распад [ Ханьская империя на Востоке (2в. до н. э.), Рим. империя на Западе (1в. до н. э.— 5 в. н. э.)].
Для этапа становления Р. ф. характерны четыре процесса. Первый: постепенное приобретение рабским трудом значения важнейшего средства интенсификации ремесл. производства и с. хва. Второй: рост производства за счёт расширяющегося применения труда рабов. Третий: возникновение в связи с появлением частнособственнич. присвоения продукта имуществ. неравенства внутри общины. Четвёртый: складывание в составе общины первых классов — рабов и рабовладельцев, антагонистических по своему положению в системе производства, и вместе с тем зарождение антагониотич. отношений между крупными рабовладельцами-землевладельцами, с одной стороны, и мелкими производителями — с другой. Эти процессы развёртывались в обстановке противоречий: рабского труда и труда мелких свободных производителей; этих последних и крупных рабовладельцев-землевладельцев; этих последних и родовой знати общинно-родовой эпохи. В итоге борьбы, вызванной этими противоречиями, и распада институтов родо-племенного строя возникает государство как стабилизатор и регулятор отношений между антагонистич. классами в интересах господствующего класса и как орган управления. Признаком сложения такой обстановки, видимо, являются: в истории Китая — реформы, проведённые в царстве Ци (7в.) и в царствах Лу, Чу, Чжэн (6в. до н.э.); в истории Греции — реформы Солона и Клисфена (6в. до н. э.); в истории Рима — реформы Сервия Туллия (6в. до н. э.).
Второй этап является временем расцвета того, что в истории Греции получило название «полис», в истории Италии — civitas, в истории Китая — «го». Под этими наименованиями скрывается в общем одно и то же: государство, сведённое к одному центру — городу, господствующему над всей подвластной ему территорией, причём такой город-государство был не только политическим, но и экономическим целым. Именно в этом смысле город