Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - райхенбах

Райхенбах

РАЙХЕНБАХ

РАЙХЕНБАХ (Reichenbach) Ханс (26 сентября 1891, Гамбург, Германия — 9 апреля 1953, Лос-Анджелес, США) — немецкий философ и логик, окончил Геттингенский университет, с 1920 читал лекции в Высшей технической школе (Штутгарт), с 1926 — профессор Берлинского университета, после установления нацистского режима в Германии эмигрировал в Турцию (1933), где преподавал философию в Стамбульском университете, затем в США (1938), профессор Калифорнийского университета (1938—53). Лидер Берлинского кружка философов науки (К. Гемпель, В. Дубислав и др.), в 20-е гг. сблизился с Венским кружком и поддерживал с ним тесный контакт вплоть до распада этой группы с началом 2-й мировой войны. Совместно с Р. Карнапом основал журнал “Erkenntnis”, сыгравший заметную роль в развитии философии науки 20 в.

На формирование философских взглядов Райхенбаха решающее влияние оказали методологические идеи науки 1-й пол. 20 в.: квантовой физики, специальной и общей теории относительности, математической логики и теории вероятности. В общем, принимая принцип верификации как методологический инструмент, которым устанавливается осмысленность высказываний языка науки, Райхенбах расширил его первоначальную трактовку, заменив понятие “истинности” на понятие “вероятности”, что позволяло разрешить методологическое затруднение, связанное с “законами природы”, общими предложениями типа: Vx((A(x) —> В(х)), которые не могли быть верифицированы конечным числом наблюдений. “Законы природы”, по Райхенбаху, суть не “верифицируемые предложения”, но гипотезы (или “ставки”, Setzungen), подлежащие испытанию на степень приближения к “предельным значениям” вероятности — 1 или 0). Вместе с тем Райхенбах настаивал на объективном содержании таких предложений, реалистически истолковывая экзистенциальные предложения, законы природы и утверждения о причинной связи между явлениями. Логико-методологический анализ номологических высказываний (законов), проделанный Райхенбахом, стал классическим в современной философии науки.

Вслед за фон Мизесом, Райхенбах принял частотную интерпретацию индуктивного вывода, на основании которой сформулировал правило установления вероятности гипотезы из конечной наблюдаемой частоты подтверждающих случаев. Вероятностную логику Райхенбах оценивал как “логику познания природы”. Исследовательские процессы, подчиненные этой логике, могут быть рационально реконструированы и составляют “контекст обоснования” научного знания, который следует отличать от “контекста открытия”, т. е. совокупности психологических факторов, обусловливающих возникновение нового знания. Однако Райхенбаху не удалось доказать сводимость обоснования научного знания к процедурам индуктивного вывода, что дало основание для критики со стороны К. Потеря, отрицавшего роль индукции в логике науки.

Райхенбах подчеркивал научное значение конвенций, лежащих в основе т. н. “координативных” определений (т. е. определений, связывающих данное понятие с некоторым наблюдаемым объектом, свойством, явлением), задающих семантику абстрактных объектов. Подобными определениями вводятся понятия конгруэнтности, единицы длины, единицы времени, одновременности и т. п. Нельзя говорить о едином направлении времени, поскольку физически осмысленно не только возрастание (как в большинстве термодинамических процессов), но и уменьшение энтропии.

Райхенбах использовал трехзначную логику со значениями “истинно”, “ложно” и “неопределенно” для такой интерпретации квантовой механики, при которой принцип верификации распространяет свое действие на предложения, выражающие соотношение неопределенностей координаты микрочастицы и количественной величины ее импульса: установление невозможности проверить истинность или ложность предложения также признается верифицирующим фактом. Однако такое понимание верификации означало отход от первоначальных интенций неопозитивистской методологии и философии науки.

Соч.: Направление времени. М., 1962; Философия пространства и времени. М., 1985; Philosophic foundations of quantum mechanics. Berk.—Los Ang., 1944; The rise of scientific philosophy. Berk.—Los Ang„ 1951; Modern philosophy of science. Selected essays. Foreword by R. Carnap. L.—N. У., 1959; Experience and prediction. Chi.-L., 1961; The theory of relativity and a priori knowledge. N. Y., 1965; Axiomatization of the theory of relativity, 1969; The theory of probability Berk., 1971; Nomological statements and admissible operations. Ann Arbor, 1973; Laws, modalities and counterfactuals. Berk., 1976; Selected writtings, v. 1—2. Dordrecht, 1978.

В. Н. Порус

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое райхенбах
Значение слова райхенбах
Что означает райхенбах
Толкование слова райхенбах
Определение термина райхенбах
rayhenbah это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):