Философская энциклопедия - сергий радонежский
Сергий радонежский
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (в миру Варфоломей) (1314, с. Варницы близ Ростова Великого — 25 сентября 1392, Троицкий монастырь) — древнерусский подвижник. Канонизирован Русской Православной Церковью. Был, по словам летописца, “всей Русской земли учителем и наставником” (“Полное собрание русских летописей”, т. 15, в. 1, стб. 163). Его родители Кирилл и Мария (канонизированы в 1992) переселились в Радонеж,'на земли Московского княжества, в конце жизни постриглись в Хотьковском Покровском монастыре, где и погребены. Юный Варфоломей принял монашество с именем Сергий, поселился в глухом лесу на холме Маковец, где воздвиг деревянный храм во имя Св. Троицы. Основанная им обитель стала сакральным центром России, сам он — “Ангелом земли Русской” (П. А. Флоренский). Введя общежительный Студийский устав, преподобный возродил монашество, направив его на духовное, нравственное, социальное служение Отечеству. Им, его учениками и последователями создана “Северная Фиваида”, преобразившая глухой лесной край. Став игуменом в 1340, отвергал предложения перебраться в Москву и возглавить Русскую Церковь. В решающий момент благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву 1380, стал духовным вождем сопротивления ордынским завоевателям. После кончины погребен в Троицком соборе; его рака является местом паломничества всего православного мира, у нее традиционно крестили московских князей. Основным источником о подвижнике является житие, написанное его учеником Епифанием Премудрым ок. 1418, затем переработанное Пахомием Логофетом и Симоном Азарьиным, Сквозь него проходит тема Св. Троицы как символа божественной гармонии, благоустроения и единства, противостоящего “ненавистной розни мира сего”. Преподобный не оставил никаких письменных трудов, но его идеи выражены в трудах сподвижников и учеников, создавших в лавре подлинную сокровищницу духовной культуры, искусств и мудрости. Сам подвижник навсегда остался “гармоническим выразителем русского идеала святости” (Г. П. Федотов), глубоко выразившим народную идею и напоминающим о том, что “политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной” (В. О. Ключевский).
Ист.: Житие Сергия Радонежского.— В кн.: Памятники литературы Древней Руси. 14—сер. 15 в. М„ 1981. Лит.; Голубинскии Е. Е. Преп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909; Ключевский В. О. Значение преп. Сергия для русского народа и государства.— В кн.: Он же. Очерки и речи. 2-й сб. статей. М., 1913; Флоренский П. А. Троице-Сергиева лавра и Россия.— В кн.: Троице-Сергиева лавра. Сергиев Посад, 1919; Булгаков С. Н. Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию.— “Путь” (Париж), 1926, Νδ 5; Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990.
М. Н. Громов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.