Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - швейцер

Швейцер

ШВЕЙЦЕР

ШВЕЙЦЕР

(Schweitzer) Альберт (1875-1965) — философ, этик, теолог, музыкант, практикующий гуманист. Изучал теологию и философию в Страсбургском ун-те (1893—1898), по окончании которого учился в Сорбонне, Берлине. В 1899 защитил диссертацию «Философия религии И. Канта», а в 1900 — диссертацию по теологии. С гимназических лет изучал музыку, играл на фортепиано и органе, не прекращая этих занятий до конца жизни, занимался также органостроением. В 1903—1906 — директор семинарии св. Фомы в Страсбурге. Принимает окончательно оформившееся в 1905 решение — вторую половину своей в целом очень счастливо складывающейся жизни посвятить непосредственному служению людям, в частности поехать врачом в Африку. С этой целью в 1905—1912 в Страсбургском ун-те изучает медицину, в 1913 защищает диссертацию по медицине: «Психиатрическая оценка Иисуса: характеристика и критика». В 1912 женится на Елене Бреслау и через год вместе с ней, собрав предварительно деньги и необходимое медицинское оборудование, уезжает в Африку, в местечко Ламбарене, прославив его своей милосердной деятельностью. К этому времени Ш. имел уже европейскую известность, благодаря прежде всего монографии «И.С. Бах», а также философско-теологическим трудам: «От Реймаруса к Вреде. История исследований жизни Иисуса Христа» (1906); «История исследований учения апостола Павла» (1911). Решение Ш. круто изменить свою жизнь не имело непосредственных внешних поводов, оно явилось результатом его внутренних переживаний и размышлений. С 1913 и до конца жизни он трудится в Африке директором и врачом своей больницы. Периодически совершает поездки в Европу, иногда растягивающиеся на годы (всего было 13 таких поездок). Начиная с 1919 часто выступает с публичными лекциями, пропагандируя свое учение и рассказывая об опыте работы в Африке, а также дает органные концерты, собирая т.о. деньги для своей больницы. С нач. 1950-х гг. включается в борьбу за мир, сконцентрировав усилия на запрещении атомного оружия.

Получил Нобелевскую премию мира (1952). Вторую половину жизни Ш. также не прекращал научно-филос. занятий, деля между ними и музыкой весь скудный (по преимуществу ночной) досуг от тяжелого врачебного труда. Его работы этого периода: «Христианство и мировые религии» (1924); «Мистика Апостола Павла» (1930); «Мировоззрение индийских мыслителей.

Мистика и этика» (1935); «Речи о Гёте» (1932, 1949, 1950); «Письма из Ламбарене» (1954) и др. Основным произведением Ш. является исследование «Философия культуры» (1923), состоящее из двух частей: «Упадок и возрождение культуры», «Культура и этика». В нем он критически анализирует моральные основы европейской культуры, историю филос. поисков основного принципа нравственности и излагает собственное жизнеучение благоговения перед жизнью, которое окончательно, в т.ч. терминологически, оформилось в 1915. Ш., по собственному признанию, испытал сильное влияние Ф. Ницше и Л.Н. Толстого; от первого он усвоил мысль о глубоком кризисе европейской культуры, от второго — о необходимости ее возрождения на путях этического обновления. По его мнению, кризис культуры выражается в господстве материального над духовным, общественного над индивидуальным, его причина заключается в том, что восторжествовавшее в Новое время жизнеутверждающее мировоззрение не имело адекватной моральной основы — укорененной в мышлении этики. В качестве такой основы он сформулировал принцип благоговения перед жизнью. Принцип этот является элементарным, его следует понимать прямо и буквально, как благоговение перед всякой жизнью: добро есть то, что утверждает жизнь, зло есть то, что разрушает ее. Этика имеет своим предметом отношение ко всему живому, сущему; она универсальна такой универсальностью, которая может практиковаться каждым индивидом прямо и непосредственно. Благодаря принципу благоговения перед жизнью человеческая мысль оказывается изначально этически ориентированной, что избавляет ее от всех прочих моралистических ограничений. Сколь бы разумен в своем поведении человек ни был, он не может жить, не нанося вред жизням. Это значит, что он обречен жить с нечистой совестью: этику нельзя отождествлять с необходимостью жизни, она противостоит ей. Зло не может быть уничтожено, оно может быть только минимизировано, что как раз и обязывает к постоянному этическому бодрствованию, напряженной ответственности. Творчество Ш. развивалось вне основных профессионально-филос. дискуссий и до настоящего времени остается в стороне от школьно-академических традиций.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое швейцер
Значение слова швейцер
Что означает швейцер
Толкование слова швейцер
Определение термина швейцер
shveycer это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):