Философская энциклопедия - сирано де бержерак
Сирано де бержерак
СИРАНО́ ДЕ БЕРЖЕРА́К
(Cyrano de Bergerac), Савиньен (6 марта 1619 – 28 июля 1655) – франц. мыслитель-вольнодумец и писатель, пропагандист атеистич. и материалистич. идей. Основными источниками его воззрений были коперниканство, эпикурейская традиция, особенно учение Гассенди, философия (преим. физика) Декарта, утопия Кампанеллы. Свои идеи С. излагал в форме фантастич. романов. Осн. соч. – "Иной свет, или Гос-ва и империи Луны" ("L'autre monde ou les états et empires de la Lune", рус. пер., M.–Л., 1931. Состоит из двух частей. 1-я часть опубл. в 1657 под назв. "Histoire comique contenant les états et émpires de la Lune", 2-я часть опубл. в 1662 под назв. "Les états et les émpires du Soleil", новое изд. обоих произв. – P., 1962).
С. доказывал вечность и бесконечность Вселенной, несотворимость и неуничтожимость материи, из к-рой состоят все тела, множественность обитаемых миров, единство Земли и Космоса. Защищая гелиоцентризм, он опровергал гeoи антропоцентризм (см. "L'autre monde...", P., [s.d.], p. 10–15, 35, 41). Опираясь преим. на атомистич. учение, С. стремился понять материю в развитии, высказывал идеи о тенденции материи к совершенствованию, в силу к-рой в конечном счете возникают разумные существа (см. тамже, р. 15, 52–57, 60, 91–94, 108, 161–67). Большой интерес представляют естеств.-науч. догадки С. о существовании микроорганизмов, о выработке антитоксинов, о технич. прогрессе будущего (в частности, межпланетных путешествиях с помощью ракет) и др. (см. тамже, р. 17–18, 24, 85–88, 100–01, 109, 154-56).
Рассматривая душу как сгусток огня, С. различал вслед за Аристотелем (в целом оценивавшимся им крайне критически) растительную, животную и человеч. душу, считал их материальными и смертными (см. тамже, р. 41–42, 92, 94, 109, 133, 155–57, 214–31, 141, 244, 263–64).
С. выдвинул идею "langue matrice", т.н. первонач. языка, в рамках к-рой он развивал положение о едином закономерном порядке мира, о соответствии порядка наших мыслей порядку материального мира, предвосхищая аналогичную мысль Спинозы (там же, р. 163, 165, 178).
Отвергая существование бога, С. считал, что представление о нем создано людьми (см. тамже, р. 114–115). Вместе с тем С., как и Гоббс, усматривал в идее бога опору гос-ва, не считая это, однако, необходимым и желательным (см. "Oeuvres diverses"; nouv. éd. par F. Lachèvre, P., [s.d.], p. 324–25). С. осуждал социальное и политич. неравенство, критиковал догматизм и схоластику, отстаивал права разума и свободу науч. исследования.
Лит.: Саводник В. Ф., С. де Бержерак, "Рус. вестник", 1901, т. 273, май–июнь, с. 127–47, 421–42; Виппер Ю. Б., Самарин Р. М., Курс лекций по истории зарубежных литератур 17 в., М., 1954; Москвина Р. Р., С. де Бержерак – один из идеологов первого этапа Фронды, в кн.: Франц. ежегодник 1961, М., 1962; Φлит Ю. Я., Идеи атеизма и материализма в творчестве С. де Бержерака, "Уч. зап. [Орехово-Зуевский пед. ин-т]", 1966, т. 26; Jacobi M., Cyrano de Bergerac als Vertreter des Coppernikschen Weltsystems, "Weltall", 1903; Lоewenstein A. W., Die naturphilosophischen Ideen bei Cyrano de Bergerac, "Archiv für Geschichte der Philosophie", 1903, Bd 16 (neue Folge, Bd 9); Brun P., Savinien de Cyrano Bergerac, P., 1909; Lefèvre L.-R., La vie de Cyrano de Bergerac, [8 éd.], P., 1927; Вridenne J. J., A la recherche du vrai Cyrano de Bergerac, "L'Information littéraire", 1953, 5 ann., nov.–déc; eго жe, Cyrano de Bergerac et la science aéronautique, "Revue des sciences humaines", 1954, No 75; Brandwajn R., Cyrano de Bergerac wśród libertynów i pedantów, Warsz., 1960; Mongrédien G., Cyrano de Bergerac, P., 1964.
Ю. Флит. Орехово-Зуево.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.