Философская энциклопедия - сю шэнь
Сю шэнь
СЮ ШЭНЬ (кит, буквально — совершенствование тела/ личности) — понятие китайской философии, принятое, гл. о. в конфуцианстве, обозначение самосовершенствования. Содержание понятия ею шэнь опирается на представление о личности как нерасчленимой при жизни психосоматическодуховной целостности — “теле/личности” (шэнь). Вследствие этого личное совершенствование в конфуцианской идеологии рассматривалось как “обработка”, “обтесывание” (ею) данного от природы “тела/личности”. У Мэн-цзы ею шэнь выступает одним из главных условий “установления [правильного] предопределения” (“Мэн-цзы”, VII, AI). В трактате “Сюнь-цзы” название “ею шэнь” носит глава, в которой излагаются взгляды автора на цели, задачи, средства и пути самовоспитания как “обтесывания” изначально злой человеческой “природы” посредством ли-благопристойности. В *Да Сюэ” ею шэнь фигурирует как пятое из “восьми основоположений” — иерархической пирамиды задач индивидуума, соотнесенных с его нравственным, интеллектуальным, духовным ростом и с повышением социальной ответственности от персонального уровня до уровней семьи и Поднебесной. Предшествующие “основоположения” — “выверение вещей”, “доведение знания до конца”, “обретение искренности помыслов” и “исправление сердца” — могут толковаться как не только предпосылки, но и составляющие ею шэнь. В свою очередь ею шэнь служит основанием “благоустроения семьи”, “приведения в порядок государства” и в конечном счете “умиротворения Поднебесной”. Исходные конфуцианские трактовки ею шэнь были развиты в неоконфуцианстве, в котором “Да сюэ” получил статус канона. Особое значение этому пункту в системе “восьми основоположений” придавал Вт Янмин. Идея ею шэнь оказала также воздействие на представления о самосовершенствовании в средневековом даосизме. Лит.: КобзевА. И. “Великое учение” — конфуцианский катехизис.— В кн.: Историко-философский ежегодник. М., 1986.
А. Г. Юркевич
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.