Философская энциклопедия - сюаньсюэ
Сюаньсюэ
СЮАНЬСЮЭ
(букв. – учение о сокровенном, таинственном) – идеалистич. направление в истории кит. философии 3–4 вв. н.э. Иногда термин "С." переводят как неодаосизм. Наиболее известные представители этого филос. направления – Ван Би, Сян Сю, Хэ Янь, Го Сян широко использовали концепции и представления конфуцианской "Книги перемен" ("И цзин") (см. Конфуций) и особенно даоских трактатов "Лао-цзы" (см. Лао-цзы) и "Чжуан-цзы". Эти произведения носили название "сань сюань" (три сокровенных книги). Гл. вопросом для мыслителей С. являлась проблема соотношения бытия и небытия. Ее первая постановка принадлежит Лао-цзы, к-рый говорил, что в мире все вещи рождаются в бытие, а бытие рождается в небытие. Для Чжуан-цзы бытие и небытие – понятия относительные; Хэ Янь и Ван Би основой мира считали небытие.
Противоположного мнения придерживался Го Сян. Представители школы С. придавали большое значение термину дао (Путь), отождествляя дао с небытием, пустотой. Согласно их учению, покой – основа движения, а небытие – основа бытия; поэтому они утверждали, что покой абсолютен, движение – относительно, небытие – первично, а бытие – вторично. Термин "С." употребляется и как определение метафизики, идеализма.
Ф. Быков. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.