Философская энциклопедия - “теология платона”
“теология платона”
“ТЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА” (Περί της κατά Πλάτωνα θεολογίας) — сочинение Прокла, единственная в своем роде систематическая сводка платонизма в его схоластической разработке. Написано, вероятно, в поздний период (после комментария к “Пармениду”, первые три книги — до “Начал теологии”). Сама идея подобного сочинения возникает в ходе толкования “Парменида” и при осмыслении роли этого диалога как теологического завершения курса платоновской философии в постямвлиховском платонизме. Рассматривая корпус платоновских сочинений как единый “священный текст”, Прокл группирует эпитеты богов в соответствии с последовательностью посылок второй части “Парменида”, поскольку для тех, кто сплотился вокруг платоновского очага (τοίς της ημετέρας εστίας), этот диалог содержит полноту и целостность платоновской теологии, а его изложение второй части соответствует иерархии богов и воспроизводит их разряды от самого первого вплоть до последнего (I 7, 31. 7—10 — цифры после запятой указывают страницы и строки издания Сафрэ—Вестеринка).
В начале трактата (12,9. 8—19) Прокл излагает его замысел и план: прежде всего — все относящиеся к богам общие понятия (τα κοινά νοήματα) с рассмотрением сил и достоинств богов; затем — все чины (τάξεις) богов с указанием их особенностей и в соотнесении с положениями теологов, т. е. с орфическими теогониями и халдейскими оракулами; и, наконец, сводку разбросанных по разным сочинениям характеристик надкосмических и внутрикосмических богов и их классификация (τα όλα γένη των θείων διακόσμων).
Следуя своему плану, Прокл представляет в первой книге (I 13—29) понятия сущности. Проведения и неукоснительности Провидения (в соответствии с “Законами”), благости и непричастности злу, неизменности, простоты и истинности (в соответствии с “Государством”), блага и веры, знания и истины, красоты и любви (в соответствии с “Федром”), божественности, бессмертия и достижимости умом (в соответствии с “Федоном”), в заключение речь идет о свойственной всем богам нерожденности и о божественных именах.
Второй раздел представлен книгами II—VI: высший уровень иерархии — Единое (II); сверхсущие единицы-боги — генады (III, 1—6); умопостигаемые боги (III 7—28); бога умопостигаемомыслящие (IV); боги мыслящие (V); боги надмирные (VI).
Вероятно, Прокл по тем или иным причинам не закончил “Теологию Платона” (издатели полагают, чтонедостает по крайней мере 7-го тома). Однако она была известна последующим платоникам: ее цитирует Дамаский, знает Симпликий, на нее безусловно ориентируется автор Ареопагитского корпуса, ее могли знать в Александрийской школе. В дальнейшем никаких сведений о ней нет, хотя ее читали и переписывали: две древнейшие рукописи относятся к 13—14 вв., а 15 в. — своего рода ренессанс “Теологии Платона”: ее знает и цитирует Плифон, из дошедших до нас рукописей одна, вероятно, приобретенная в 1437—38 Николаем Кузанским, была в библиотеке кардинала Виссариона, благодаря которому Пьетро Бальби сделал для Николая Кузанского латинский перевод “Теологии Платона” в 1461—62; другую приобрел Пико делла Мирандола, третью — Марсилио Фичино.
Editio princeps, появившееся в Гамбурге у М. Герингиуса в 1618 (вместе с прокловскими “Началами теологии” и “Жизнью Прокла” Марина), было подготовлено Э. Портусом на основе второстепенной рукописи 14—15 вв. Только в 1816 великий знаток и переводчик неоплатоников Томас Тейлор вновь обратился к тексту “Теологии Платона” и перевел его на английский язык, предложив ряд удачных конъектур; ряд замечаний по тексту опубликовал в 1894 В. Кролль.
Новое издание было предпринято по инициативе Э. Р. Доддса, побудившего к работе над ним своего ученика А. Д. Сафрэ, к которому затем присоединился Л. Г. Вестеринк (ум. 24 января 1990). 1-й том нового издания вышел в 1968, в 1997 издание завершил один Сафре. В мае 1998 в Лувене (Бельгия) состоялась конференция, посвященная окончанию издания и показавшая значимость “Теологии Платона” для современного понимания философии Прокла и неоплатонизма в целом.
Издатели учли 56 рукописей, из которых 23 содержат полный текст “Теологии Платона”; каждый том предваряется обстоятельным введением, рассматривающим также соответствующие темы монографически (в частности: Афинская школа в 4 в. — в 1 т.; История толкования 2-го Письма Платона в платоновской традиции — во 2-м т. ; История толкования двух первых посылок “Парменида” Ямвлихом, Сирианом и Проклом и концепция генад — в 3-м т.; История рецепции “Теологии Платона” — в 1-м и 6-м томах.
Изд.: Procii in Platonis theologiam ed. Ae. Portus. Hamb., 1618; Théologie Platonicienne, livre 1—6, texte et. et trad. par H. D. Safiïey et L. G. Westerink. P., 1968—97. Лит. см. к ст. Прокл.
Ю. А. Шичалин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.