Философская энциклопедия - тезис и антитезис
Тезис и антитезис
ТЕЗИС И АНТИТЕЗИС (греч. θέσις — положение, утверждение, 'αντίθεσις — противоположение) — с точки зрения ло
гики тезис — это утверждение, которое нуждается в доказательстве, антитезис — утверждение, противоположное тезису и обычно используемое в доказательстве от противного. В сущности любая теория или концепция представляют собой тезис (или систему тезисов) и совокупность доказывающих его аргументов. Поэтому иногда понятие тезиса используется как синоним понятия “теория”, а иногда — в качестве некоего основополагающего принципа.
Особое значение данные термины приобрели в немецкой классической философии. Если Кант, используя тезис и антитезис в знаменитых “антиномиях чистого разума” (напр., “мир имеет начало во времени”, “мир не имеет начала во времени”), понимал их достаточно традиционно, то уже Фихте придал им новый смысл, развитый затем Шеллингом и Гегелем. Основное отличие состояло в том, что Кант не пытался синтезировать тезис и антитезис в новое суждение, поскольку ставил своей целью максимально заострить противоречия между ними. Напротив, Фихте, Шеллинг и Гегель строили свои философские системы на идее такого противопоставления тезиса антитезису, которое бы открывало возможность их последующего синтеза, создающего основу для нового тезиса и т. д. У того же Фихте это схематично выглядело так: “Я полагает Я”, “Я полагает не-Я”, “Я полагает Я и не-Я”.
В гегелевской диалектике понятия тезиса и антитезиса окончательно утрачивают первоначальный логический смысл (как противоположные утверждения), превращаясь в объективно существующие противоположности, через которые осуществляется развитие. Т. о., если в логике понятие “тезис” подразумевает понятия “аргумент” и “доказательство”, то в диалектике каждый тезис требует наличия своей противоположности — антитезиса, а затем и синтеза с ней в процессе “отрицания отрицания”.
Различие в логическом и диалектическом понимании тезиса и антитезиса состоит в следующем: логический антитезис является “чистым” отрицанием тезиса и не несет никакого положительного содержания, в то время как диалектический антитезис не просто отрицает тезис, но и содержит в себе некое утверждение, которое, объединяясь с утверждением тезиса, порождает содержание объединительного суждения — синтеза. Напр., если имеется тезис: “человек — существо духовное”, то его логическим антитезисом будет суждение: “человек не является существом духовным”, а диалектическим: “человек — существо физическое”. Согласно логическому закону исключенного третьего, если тезис истинен, то антитезис ложен, и наоборот. Согласно диалектическому закону отрицания отрицания, истиной тезиса и антитезиса является их синтез: “человек — существо духовное и физическое”. Если понятие “тезис” используется во множественном числе, то оно, как правило, обозначает кратко сформулированные основные положения.
О. В. Суворов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.