Философская энциклопедия - тихомиров
Тихомиров
ТИХОМИРОВ Лев Александрович [19 (31) января 1852, Геленджик — 16 октября 1923, Сергиев Посад] — русский общественный и политический деятель, публицист, литератор, политолог и философ. Родился в семье военного врача. В 1870—73 учился в Московском университете, где вступил в группу “чайковцев”. В 1873 был арестован и осужден по “процессу 193-х”. Более 4 лет провел в Петропавловской крепости. С 1878 член центра “Земля и Воля”, с 1879 член Исполнительного комитета и редакции “Народной Воли”. В 1882 вместе с семьей эмигрировал. Издавал вместе с П. Л. Лавровым “Вестник Народной Воли”. В эмиграции окончательно разочаровался в революционных идеалах, опубликовал брошюру “Почему я перестал быть революционером” (1888), подал прошение о помиловании, которое было удовлетворено. После возвращения в Россию сотрудничал в “Московских ведомостях” и “Русском обозрении”. Большое количество его статей и книг посвящены проблемам общественного развития (революционное движение в России, социализм и рабочий вопрос, церковная реформа). С 1914 отошел от активной общественной деятельности, целиком посвятив себя религиозно-философскому творчеству.
Жизнь и творчество Тихомирова представляют собой пример поворота отечественной социально-философской мысли от материализма и утопических социологических схем к христианскому миросозерцанию. Именно в рамках последнего Тихомиров критикует русское революционное движение: драма социально-революционных “брожений” — лишь отражение религиозного отступничества, бунта против Бога в душе человека. В книге “Монархическая государственность” (1905, переизд. 1992) классификация основных принципов верховной власти проводится с точки зрения той силы, которой нация по своему нравственному состоянию способна больше доверять: демократия (сила количественная), аристократия (доверие к авторитету, к лучшим людям), монархия (доверие к нравственно-религиозной силе). “Религиозно-философские основы истории” (опубл. 1997) представляют собой попытку интерпретации всемирной истории с точки зрения двух основных религиозных принципов: дуалистического, признающего онтологическое различие Бога-Творца и твари и находящего свое высшее выражение в христианстве, и монистического (различные формы пантеизма, политеизма, человекобожества). Методологически дихотомия Тихомирова очень близка к схеме разделения культурных начал на иранское и кушитское у А С. Хомякова.
Соч.: Письма к М. В. Лодыженскому.— “ВФ”, 1992, № 5; Критика демократии. М., 1997.
Лит.: Плеханов Г. В. Новый защитник самодержавия, или Горе г. Л. Тихомирова.— Соч., т. 3. М.—Л., 1928; Степанов А. Д. “Я увидел и отвернулся...”: Л. Тихомиров о русской революции, в. 1.— “Вече”. СПб., 1994.
В. Н. Катасонов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.