Философская энциклопедия - “тимей”
“тимей”
“ТИМЕЙ” (Τίμαιος, ή Περί φύσεως, φυσικός, подзаголовок: “О природе, физический”) —диалог Платона. Написан, вероятно, в 60—50-е гг. 4 в.; относится к числу поздних произведений Платона. Название носит по имени пифагорейца Тимея, от лица которого ведется рассказ о происхождении и устройстве космоса. Одно из немногих сочинений Платона, представляющее собой не диалог, а монолог, и притом не от имени Сократа. Это не случайно, ибо Сократ у Платона доказывает бесполезность космологии и физики и невозможность достоверного знания в этой области (см., напр., “Федон”, 96а-99е). В “Тимее” неоднократно подчеркивается, что и данное рассуждение об устройстве вселенной есть “правдоподобный миф” (είκώς λόγος — трижды), “вероятное сказание” (είκώς μύθος — десять раз), а не истина в последней инстанции. Именно поэтому рассказчик позволяет себе не искать истину апофатическим путем в диалектическом споре, а предлагает догматическое учение. Ему предпослан своего рода пролог (17а-27Ь), где собеседник Тимея и Сократа Критий рассказывает об Атлантиде.
Мир, согласно “Тимею”, существует не сам по себе, а сотворен благим и разумным Богом. Единственная причина его творения — то, что это хорошо. Бог создал мир не из ничего, а из хаоса. Творение заключалось в том, что он “привел из беспорядка в порядок... все видимые вещи... пребывавшие не в покое, но в нестройном и беспорядочном движении” (29е— ЗОа). “Космос” (мир) означает на греческом языке “порядок, красота”. Мир — единствен, ни двух, ни множества миров быть не может (доказательства: ЗОе—ЗПэ). Наш мир — наилучший из возможных миров, “ибо невозможно... чтобы тот, кто есть высшее благо, произвел нечто, что не было бы прекраснейшим” (ЗОа). (Что Бог — причина всякого бытия — есть именно высшее благо, доказывалось в “Государстве”, кн. VI.) Поскольку из всех видимых форм прекраснейшая — шар, то мир имеет форму шара. Поскольку “творение, наделенное умом... прекраснее... лишенного ума, а ум отдельно от души ни в чем обитать не может”, постольку мир есть одушевленное разумное шарообразное животное. Ему “надлежало быть телесным, а потому видимым и осязаемым” (31Ь). Тело его не подвержено болезни и дряхлению, поскольку вне его ничего нет и оно не принимает извне ни пищи, ни дыхания, а внутри себя оно находится в совершенном равновесии (ЗЗа—Ь). Вселенское животное смертно в принципе, ибо было однажды рождено; но никогда не умрет, ибо создатель его никогда не захочет его уничтожения в силу своей благости. Оно самодовлеюще и ни в чем не нуждается. “Из семи видов движения” мировое животное наделено лишь одним, “который ближе всего к уму и разумению: ...оно равномерно вращается на одном месте, в самом себе”. Оно весело и счастливо, ибо не одиноко, но постоянно общается с самим собой, познает самого себя и ведет с собой дружбу (в себя оно включает все мыслимые роды живых существ, подобных ему, т. е. состоящих из тела и души). Творец “даровал ему жизнь блаженного бога” (34Ь). Мировая душа, созданная Творцом (Демиургом) прежде мирового тела (ибо она важнее, следовательно, старше, чем тело), имеет числовую структуру и создана из смешения рационального и иррационального начал. Она — источник движения космоса. Рациональное, правильное круговое движение мировой души видимым образом манифестируется движением небесной сферы — неподвижных звезд; а иррациональное — движением планет. Тело космоса помещается внутри души, которая облекает его снаружи. “В центре тела] Построявший дал место душе, откуда распространил ее по всему протяжению и впридачу облек ею тело извне” (34Ь). То обстоятельство, что душа — мира ли, человека, животного — помещается Платоном не глубоко внутри, в мозгу, в сердце, в шишковидной железе, где ищет ее Новое время, но снаружи, становится понятно, если вспомнить, что душа есть “форма” тела, его “вид” (и то, и другое по-гречески είδος). Тело космоса составлено из четырех первоэлементов, или стихий (στοιχεία), находящихся между собой в пропорциональных отношениях. Элементы: огонь, воздух, вода, земля — имеют математическую структуру. Единица каждого элемента представляет собой правильный многогранник: земля — куб, огонь — тетраэдр, воздух — октаэдр, вода — икосаэдр, пятый из возможных правильных многогранников, додекаэдр, “бог определил для Вселенной” (55с, позднее Аристотель назовет пятый элемент, огонь небесной сферы, эфиром) Многогранники в свою очередь сложены из простейших элементов — треугольников двух видов, равносторонних и равнобедренных прямоугольных (53d— 57d) Т о, все тела имеют структуру чисто математическую, ибо ни треугольники, ни многогранники у Платона, по-видимому, не обладают плотностью, тяжестью или непроницаемостью — тем, что отличает математические тела от материальных в обычном смысле слова Это вполне согласуется с тем, что Платон, впервые вводя в “Тимее” понятие материи, характеризует ее как пространство (χωρά), а также с критикой Аристотеля, утверждающего, что Платон, как и пифагорейцы, сводит всю физическую реальность к числовым соотношениям
В “Тимее” Платон впервые излагает свою метафизику, или учение о началах, систематически (27d—28b, 48e—52d) “Есть бытие, есть пространство и есть возникновение, и эти три отличались друг от друга еще до рождения неба” (52d), “бытие” — это вечные, неизменные, самотождественные умопостигаемые идеи, или “умопостигаемый космос”, послуживший образцом (παράδειγμα), на который взирал Бог-Демиург, создавая наш мир “Возникновение” — это вся эмпирическая область, воспринимаемая чувствами, но не мыслимая умом, все зримые и осязаемые существа и вещи, рождающиеся и погибающие, но никогда не существующие в подлинном смысле слова “Пространство” — это то, на чем, как на воске, отпечатлеваются идеи, в чем возникают эмпирические вещи, это их “Мать” и “Кормилица”, субстрат четырех элементов, недоступный ни чувствам, ни уму, но лишь некоему “незаконнорожденному умозаключению” Это платоновская материя, называемая также “необходимостью”, мировая энтропия, источник тленности и бессмысленности в эмпирическом мире, источник всего, что отличает наш дольний мир от его горнего вечного образца В отличие от пространства, которое онтологически предшествует миру как его необходимое условие, время рождается позже космоса-неба, ибо время, в понимании Платона, есть вращение небесной сферы Оно, как и сам чувственный космос, есть подобие идеального образца — “подвижный образ вечности”, “движущийся от числа к числу” (37d)
“Тимей”, как наиболее систематическое и догматическое изложение платоновской философии, возбуждал наибольший интерес комментаторов, начиная с античных и средневековых платоников (комментарии Прокла, Галена, Калкидия и Гильома Коншского) В 20 в своего рода комментарий к “Тимею” написал В Гейзенберг, провозгласивший, что после создания квантовой механики физика впервые за две с лишним тысячи лет вернулась к учению Платона о математической структуре материи-пространства
Рус пер В Η Карпова (1879), Г В Малеванского (1882), С С Аверинцева(1972)
Комментарии Procii Diadochi in Platoms Tirnaeum commentana ed E Diehl, vol 1—3 Lpz, 1903—06 (франц пер и KOMM A J Festugiere, 5 vol P, 1966—68), Galeni compendium Timaei Platoms ed P Kraus, R Walzer L, 1951, Porphyrn in Platoms Timaeum commentanorum fragmenta, ed A R Sodano Napoli, 1964, Timaeus a Calcidio translatus commentanoque instructus, ed J H Waszink L —Leiden, 1962, 2 ed 1975 Plutarchi Chaeronensis De ammae procreatione in Timaeo — Moralia, vol 6 Lpz , 1965 Guillaume de Conches, Les Gloses sur le Timee,ed E Jeauneau P, 1965
Лит • Рожанскич И Д Платон и современная физика — В сб Платон и его эпоха К 2400 летию со дня рождения, отв ред Φ К Кессиди М, 1979 с 144—171, Григорьева Η И Парадоксы платоновского “Тимея” диалог и гимн — В кн Поэтика древнегреческой литературы M , 1981, с 47—96, Бородач Т Ю Понятие материи в “Ти мее” Платона и способы его выражения — В кн Актуальные пробле мы классической филологии M , 1982, Она же Платоновский демиург — образ или категория9 — В кн Античная культура и современная наука M , 1985, с 31—36, SachsE Die fünf platonischen Korper B 1917, ComfordF M Plato's Cosmology The Timaeus of Plato transi with a running commentary L, 1937, Facketday H Zur Einheit des Platonischen Timaios Köln, 1958, WyllerE A Der spate Platon Hamb 1970 Bnsson L Le même et l'autre dans la structure ontologique du Tîmee de Platon Un commentaire systématique P, 1974, Baltes M Die Weltentstehung des platonischen Timaios nach den antiken Interpreten, Teil l Leiden, 1976, Cloy K Studien zur platonischen Naturphilosophie im Timaios Wurzburg, 1986, Interpreting the Timaeus — Cntias proceeding of the IV Symposium Platonicum selected papers, ed by Calvo, L Bnsson Sankt Augustin, 1997, Perger M von Die Allseele in Platons Timaios Stuttg—Lpz , 1997, SayreK The role of the Timaeus in the development of Plato's late ontology — “Ancient Philosophy” 1998,18, p 93-124 См также лит кет Платон
Т Ю Бородой
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.