Философская энциклопедия - ватсипутрия
Ватсипутрия
ВАТСИПУТРИЯ (санскр. vâtsîputriya — (школа) сыновей Ватсы) — влиятельная ветвь стхавиравады, консолидировавшаяся в нач. 3 в. до н. э. Согласно А. Баро, ее дальнейшие ответвления—дхармоттарии, бхадраянии, самматии и санагарики—обособились ок. 1 в. н. э., согласно некоторым буддологам, ватсипутрии, наоборот, отделились от самматиев. В любом случае речь идет о единой доктрине, по которой помимо скандх, составляющих “призрачного индивида”, признается еще и некоторая трансмигрирующая квазиперсона (пудгаяа), призванная принять на себя функцию нити, удерживающей эти “динамические слои” и объяснить действие кармической ретрибуции. Все остальные буддийские школы выступили против этой инновации, увидя в ней, и не без основания, поиск компромисса с брахманистской концепцией Аммана. Солидарно с тхеравадой ватсипутрия утверждала, что есть только одна необусловленная дхарма—нередко, тогда как другие школы признавали в этом качестве также акашу-пространство, путь к освобождению, а иногда еще и другие начала. В популярном у буддистов предмете дискуссий — о соотношении активных страстей (paiyavasthana) и соответствующих им латентных тенденций сознания (anusaya)— ватсипутрия вместе с махасангхиками считала (в отличие от ряда школ), чтотолько первые связаны с мысльюнамерением. В оппозиции основным буддийским школам ватсипутрии считали возможной деградацию “совершенного” — архата и даже потерю им нирваны (махасангхики так далеко не шли, допуская у него лишь некоторые несовершенства). Отлично от других школ ватсипутрия допускала помимо 5 основных возможностей воплощения (gati) — в телах богов, людей, животных и голодных духов (преты) — также и воплощения в облике демонов-асуров. Постижение четырех благородных истин (abhisamaya) происходит, по ватсипутрии, постепенно (согласно многим другим школам—мгновенно).
В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.