Философская энциклопедия - веxobctbo
Веxobctbo
ВЕ́XOBCTBO
идеология рус. буржуазии, политич. движение к-рой формировалось в период развитого в стране демократического и в особенности пролетарского движения. В силу этого рус. буржуазия быстро выявила свою "имманентную контрреволюционность" (Ленин B. И., Соч., 4 изд., т. 15, с. 13). Название "В." происходит от сб. "Вехи", изданного в Москве в 1909 Бердяевым, Булгаковым, Гершензоном, C. Л. Франком, П. Струве, Изгоевым, Кистяковским. Ленин неоднократно употреблял термин "В." для характеристики всего контрреволюц. рус. бурж.-помещичьего либерализма. Осн. политич. лозунг В. – "враг слева", лучше реакция, чем революция. В. выявило ряд черт, типичных для совр. бурж. реакц. идеологии (попытки использования утонч. форм религии для борьбы с марксизмом, защита крайнего индивидуализма в этике, антиинтеллектуализм и субъективизм в философии).
В 1902 бывшие т.н. легальные марксисты Струве, Бердяев, Булгаков и Франк выступили вместе с откровенными мистиками в программном сб. "Проблемы идеализма" против материалистически толкуемого позитивизма и марксизма, противопоставляя им систему религ. этики. Последующее издание сборников статей против марксизма, создание религ.-фило с. об-в и т.д. (см. Богоискательство) завершилось в период столыпинской реакции выходом сб. "Вехи". Эта "энциклопедия либерального ренегатства", отмечал Ленин, охватывает три темы: 1) борьбу с идейными основами всего миросозерцания рус. и междунар. демократии, 2) отречение от освободит. движения, 3) открытое провозглашение "ливрейных чувств" и соответствующей "ливрейной" политики по отношению к октябристской буржуазии и царизму (см. Соч., 4 изд., т. 16, с. 107).
"Вехи" провозгласили программу борьбы с материализмом и атеизмом Белинского, Чернышевского, Плеханова, пытаясь продолжить рус. религ.-фило с. традицию, представленную Юркевичем, В. Соловьевым, Достоевским. Лозунгу классовой борьбы за социальную справедливость веховцы противопоставили принцип "защиты личности", спасение "в своем внутреннем духовном мире". Они благословили царскую власть за то, что она "одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной" ("Вехи", с. 89). "Вехи" вызвали восторг в лагере реакции (архиепископ Волынский назвал их выход "праздником") и возмущение в лагере демократии. От авторов "Вех" пытались отмежеваться даже кадеты (сб. "Интеллигенция в России", 1910). Ленин, показывая действит. сущность В. и разоблачая лицемерный характер полемики кадетов с веховцами, писал, что "„Вехи“ в ы р а з и л и несомненную суть современного к а д е т и з м а" (Соч., 4 изд., т. 16, с. 106).
1-ю мировую войну веховцы встретили в лагере оголтелых националистов-шовинистов, Октябрьскую революцию – в лагере контрреволюции. Обнажая связь "чистой" религ. философии с реакц. политикой, они воспевали "творческую реакцию" и социальное неравенство (Бердяев), участвовали в белогвардейском движении (Струве) (см. сб. "De profundis", 1918; Η. Α. Бердяев, Философия неравенства, 1923, и др.).
С высылкой главарей В. из СССР (1922) центрами их деятельности стали Берлин, Прага, Париж, где они издавали газ. "Возрождение", "Россия", "Россия и славянство", журн. "Русская мысль" – органы Струве; журн. "Путь" – Бердяева; эсеровско-веховский журн.
"Современные записки" с участием Бердяева, Булгакова, Шестова; профашистский журн. "Утверждения" и др. Веховцы выступают против начавшегося отхода части эмигрантской (т.н. сменовеховской – см. Сменовеховство) интеллигенции от контрреволюции, устанавливают связи с междунар. антикоммунистич. орг-циями, пропагандируют рус. религ.-мистич. лит-ру.
Совр. реакц. теоретики за рубежом (Б. Шульце, Г. Кон, Л. Шапиро, С. Томпкинс, Е. Ламперт, Г. Струве и др.) пытаются использовать веховщину в идеологич. борьбе против марксизма. Они именуют "эпоху „Вех“" рус. "духовным ренессансом", выдают веховскую мистику за "цвет" рус. культуры, повторяют клевету веховцев на большевиков.
Лит.: Ленин В. И., О "Вехах", Соч., 4 изд., т. 16; его же, Еще одно уничтожение социализма, там же, т. 20; Франк С., Биография П. Б. Струве, Нью-Йорк, 1956; (рецензии в журн. "Вопр. философии", 1958, No 1 и "История СССР", 1957, No 3).
Ю. Карякин, Е. Плимак. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.