Философская энциклопедия - вэйши школа
Вэйши школа
ВЭЙШИ ШКОЛА (Вэйши цзун)—школа китайского буддизма, принадлежащая к одному из двух ведущих направлений махаяны—виджняна-ваде. Основателями китайского варианта учения признаются Сюаньцзан (602—64) и его ученик Куйцзи (632—92), жившие в танской столице Чанъани в монастыре Дацыэньсы (Обитель великой доброты и милосердия). По названию этого монастыря школу Вэйши именуют также “школой "Цыэнь” (Цыэнь цзун). Известна и как “школа отображения (знаков) дхарм” (Фасян цзун, илиФасян вэйши цзун), т. к., согласно основному ее тезису, следует признавать реальность не самих дхарм (фа), а лишь их “отображений” (сян) в сознании. Опорными текстами для школы Вэйши являются “Цзе шэнь ми цзин” (“Сутра о постижении глубочайшей тайны”), “Юйцзя тли ди лунь” (“Рассуждение о ступенях просветления учителей йоги”) и другие шесть сутр (цзин) и одиннадцать шастр (лунь).
В доктринальной части школа опирается на три положения: особую классификацию буддийских теорий, специфическое учение о дхармах и своеобразную сотериологию. Согласно теоретикам школы, виджнянавада является высшим из течений буддийской мысли, поскольку оно соответствует завершающему этапу проповеди самого Бунды: если на первом этапе он изложил учение о дхармах и о пустотности “я”, а на втором—о нереальности самих дхарм, то в дальнейшем им был осуществлен переход к наиболее глубокой части доктрины—учению о “срединном пути не-пустоты и не-существования”. Этому последнему этапу и соответствует теория “только-сознания”. Основной тезис этого учения—положение о ложности утверждения: “существует “я”, существуют дхармы”. На самом деле реально существует только “внутреннее сознание” (нэй ши). Уделяя особое внимание дхармам, относящимся к сознанию, теоретики школы подразделяют их на восемь разновидностей. К первому типу относят восьмую, ко второму—седьмую дхармы сознания, третий тип образуют шесть дхарм, “ответственных” за восприятие “слышимого, видимого, осязаемого, обоняемого, ощущаемого на вкус и представляемого”. В последнем случае имеется в виду “представляемое” при помощи обычной фантазии в отличие от “умопостигаемого” при посредстве седьмой дхармы сознания, “систематизирующей” результаты впечатлений, которые приобретаются посредством шести других дхарм. Восьмая дхарма “алайе ши” (санскр. алайя-виджняна), в отличие от остальных семи, являющихся производными, составляет подлинную основу мира, “корневую ши”, и потому именуется также “хранили
щем-резервуаром”. В качестве содержимого хранилища выступают “семена” (чжунцзы), которые могут порождать иллюзорные “дела и вещи”. Различаются семена “изначально данные” и “вновь возникающие”. Важное место среди первых занимают связанные отношением “кармической” причинности семена “благого и злого”. Среди “вновь возникающих” в основном обнаруживаются продукты активности семи дхарм сознания, оказывающих “давление” на восьмую дхарму, в результате чего создается иллюзорный феноменальный мир, целиком зависимый от “корневой ши”. Активность седьмой дхармы сознания ведет к формированию оппозиции “я” и “не-я”, субъекта и объекта, и порождает проблему реальности “я”, истинное существование которого отвергается всеми школами буддизма. С этим связаны специальные рекомендации для последователей школ виджняна-вады, позволяющие подавлять активность “нереального” ума (мона ши) при помощи медитации.
Г. А. Ткаченко
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.