Философская энциклопедия - вишуддха-адвайта
Вишуддха-адвайта
ВИШУДДХА-АДВАЙТА (санскр. visuddha-advaita, букв,—чистая недвойственность)—философская школа вишнуитского направления в рамках веданты, основателем и крупнейшим представителем которой был Валмбха. Брахман в вишуддха-адвайте—не только действующая (нимитта), но и материальная (самавайи) причина мира, причем “самавая” (букв.—неотъемлемая присущность) здесь, в отличие от ньяи и вайшешики, трактуется как синоним “тадатмья” (тождества). Брахман тождествен своим качествам, или формам проявления, однако не связан ими, поскольку само их существование зависит от его соизволения, а потому он считается чистым, лишенным формы (нишпрапанча). Майя—это сила Брахмана и как таковая тождественна ему; вместе с тем майя—лишь вторичная причина мира, который является не следствием реальной трансформации Брахмана (как у Бхаскары в системе бхеда-абхеда), но его непосредственной манифестацией. В своем омрачающем аспекте майя выступает как неведение (авидья). Традиционное ведантистское определение Брахмана как сат-чит-ананда означает в вишуддхаадвайте, что он реален, наделен сознанием и блажен; кроме того, он проявляется через множество своих благих канеств и персонифицирован в образе Кришны. Аспект его реальности (сат) проявляется как элементы материального мира (праны), аспект сознания (чит) — как многочисленные души (дживы), а частицы его блаженной природы (ананда) выступают в роли “внутренних управителей” (антарьяминов) каждой дживы. Верховный антарьямин, по воле которого происходят все события в мире,—это сам Кришна. Система вишуддха-адвайты вобрала в себя ряд положений, близких идеям теистической санккьи, в частности, представление о трех гуках, Пракрита, Пуруше и т. д., однако эти сущности в ней не являются самостоятельными, а представляют собой различные ипостаси, или формы проявления, высшего Брахмана. Вишуддха-адвайта насчитывает 10 видов познания: пять вечных, включающих манифестацию Бога в Ведах, сообразно которым творится мир в начале каждого вселенского цикла, и пять ограниченных, временных: чувственное восприятие (пратьякша) и четыре “заочных” (парокша), интеллектуальных видов познания, зависящих, соответственно, от функций манаса, буддхи, аханкары и читты. Согласно вишуддха-адвайте, к освобождению (мокше) не ведет ни “путь действия”, т. е. следование ведийским предписаниям, ни “путь знания”, предложенный адвайтой. Единственная возможность достичь освобождения—это бхакти, личная приверженность и любовь к Богу. Хотя бхакти является, строго говоря, лишь средством (садхана), она считается даже более предпочтительной, чем само освобождение, т. к. позволяет полнее служить Кришне. Единство адепта с Брахманом, о котором говорится в Упанишадах, представляет собой лишь одно из промежуточных состояний бхаета, высшим же является вьясана, или всепоглощающая страсть. В отличие от школы марьяда-бхакти, полагавшей, что для проявления бхакти необходимы личные усилия человека, вишуддха-адвайта придерживается концепции пушти-бхакги, утверждая, что семя привязанности (према), заложенное в человеке Кришной, в дальнейшем — и только по милости Божьей—прорастает в нем в виде спонтанной благой деятельности и любви.
Лит.: Vallabha, Subodhinî, Poona, 1954; DasguptaS. A History of Indian Philosophy, v. 4. Cambr., 1926; Maifatia M. L. The Philosophy f Vallabhacaiya. Delhi, 1967.
H. В. Исаева
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.