Философская энциклопедия - войтыла
Войтыла
ВОЙТЫЛА
(Wojtyla) Кароль (р. 1920) — пол. философ. Ксендз с 1946, епископ с 1958, архиепископ Краковский с 1967, кардинал с 1967. В 1978 избран Папой, принял имя Иоанн Павел II. Изучал полонистику и теологию в Кракове (1938—1946), затем философию и теологию в Риме (1946—1948), проф. Католического ун-та г. Люблина в 1956—1978.
Филос. воззрения В. концентрируются вокруг этики, моральной философии и филос. антропологии; центральные вопросы, над которыми он размышляет: чем является человек и каковы его обязанности? Эти вопросы решаются В.
с т.зр. христианской религии, прежде всего католицизма. Вместе с тем В. стремится достичь определенного синтеза теологии и философии. Наряду с католической философией и теологией, важную роль в таком синтезе играет феноменологическое влияние, особенно со стороны М. Шелера. В 1959 В. опубликовал книгу, посвященную возможности построения христианской этики в духе системы Шелера.
Согласно В., этика Шелера слишком бедна содержанием, чтобы служить единственной основой для христианской этики. Однако можно в интересах христианства адаптировать концепцию морального опыта Шелера и персоналистические идеи, достаточно отчетливо выраженные у этого философа. Персонализм, объединяющий, с одной стороны, мотивы Шелера, а с другой — традицию Аристотеля и Фомы Аквинского, стал главной основой воззрений В. С персоналистической т.зр. В. рассматривает человека как существо, проявляющее себя в действиях. Действие является выходом за пределы самого себя, собственного одиночества, и благодаря этому — открытостью миру и др. людям. Именно в действии человек познает самого себя в качестве морального субъекта, и этот опыт ведет к моральным ценностям, укорененным в человеческой воле. Невозможно поэтому разрабатывать этику, не обращаясь к психологии и филос. антропологии. Долг человека — самосовершенствование посредством добрых дел, последние же проистекают из устроения жизни в согласии с принципами, сформулированными Фомой Аквинским. Однако В. несколько иначе расставляет акценты, чем Аквинат. На первый план выдвигаются вопросы ответственности, свободы и любви как выражений человечности. Не все томисты признали взгляды В. соответствующими духу св. Фомы. После избрания Папой В. вынужден был в силу обстоятельств закончить свою академическую деятельность. Однако энциклики, обращения и др. документы, автором которых является Иоанн Павел II, несут на себе отражение его философии. Он высказывается за экуменизм, за уважение достоинства как верующих, так и неверующих, а в социальных проповедях, решительно критикуя любые проявления тоталитаризма, подчеркивает также теневые стороны и недостатки либерализма. В изданной в 1998 энциклике «Fides et Ratio» рассматривает традиционную проблему соотношения веры и разума, подчеркивая автономию веры относительно религиозного авторитета.Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
.