Философская энциклопедия - юнгер фридрих георг
Юнгер фридрих георг
ЮНГЕР Фридрих Георг
ЮНГЕР (Jьnger) Фридрих Гeopr (1 сентября 1898, Ганновер — 20 июля 1977, Иберлинген) — немецкий философ и писатель. Как и его старший брат Эрнст Юнгер, добровольцем принимал участие в 1-й мировой войне. Во Фландрии получил тяжелое ранение. В 1920 оставил рейхсвер в чине лейтенанта и изучал юриспруденцию. С 1926 жил как свободный писатель. Главную роль в формировании мировоззрения Юнгера как одного из ярких представителей молодого поколения консервативной революции сыграло переживание войны. Принадлежа к “национал-революционному” направлению, далекому от практической политики, Юнгер в своей ранней публицистике выступил с проповедью “нового национализма”, который был не определенной программой, а неким поиском метафизического характера “немецкого человека”, не приемлющего идеалов либерализма, капитализма, марксизма и пацифизма и противопоставляющего цивилизованности буржуазной эпохи свой мир “элементарного” (Aufmarsch des Nationalismus, 1926). Так, в осмыслении войны, согласно Юнгеру, следует руководствоваться только героической установкой “прирожденного воина” и избегать присущей “гуманному мышлению” рациональной морализации, поскольку “война не есть нравственный феномен”, а является непосредственным выражением жизни, воплощением стихии и судьбы. Высший смысл Юнгер видит в борьбе за невидимый “рейх”, который определяет “высшую немецкую действительность”, превосходя всякие государственные, народные и национальные формы (“Воин и война” — Krieg und Krieger, 1930). В понимании войны как грандиозного процесса работы, а воина — как солдата-рабочего Юнгер во многом находился под влиянием своего брата периода 1920—30-х гг.
В 1930-е — нач. 40-х гг. Юнгер выступает преимущественно как автор поэтических сборников, а с выходом большого эссе “Совершенство техники” (Die Perfektion der Technik, 1946) начинается новый этап его творчества, когда он получает широкую известность в философских кругах. Эта книга непосредственно связана с постановкой вопроса о сущности техники в “Рабочем” Эрнста Юнгера. Механизация труда не создает ни досуга, ни богатства, но приводит к хищнической эксплуатации (Raubbau) земли и человека. Прогрессирующая техническая организация превращает ее функционера — рабочего в раба машины. Техника достигает совершенства в процессе вооружения, который имеет планетарный масштаб и подчиняет себе все ресурсы. Диагноз эпохи, предлагаемый Юнгером, фиксирует мир, находящийся под угрозой анархии и идеологии. В этом мире растущая автоматизация приводит к тому, что дух утрачивает свою родину. Отмеченные Φ. Ε Юнгером апокалиптические моменты технического развития отличают его анализ от описаний “Рабочего”. Они критически обсуждались К. Ясяерсом и стимулировали последующую дискуссию по проблемам философии техники.
Эта критика прогресса и концепции “линейного” исторического мира нашла дальнейшее выражение в трилогии “Греческие мифы” (Griechische Mythen, 1947). Под влиянием Хайдеггера Юнгер говорит о том, что исцеление (Heil) станет возможным только тогда, когда на место человека техники, расточающей богатство мира, придет пастух земли и возделыватель. Под влиянием Ницше Юнгер говорит о “вечном возвращении”, отражающемся во вневременной действительности мифических образов. К ницшеанским фигурам ясного Аполлона и таинственного Диониса он добавляет фигуру Пана — бога “пустоши” (Wildnis). Пустошь — это область нетронутого, невозделанная мать-земля, без которой не было бы ни поля, ни сада, т. е. всей культуры; “необозначенная, неназванная” пустошь внеисторична, но в ее “священном” истоке имеет начало и конец вся история.
Юнгер известен также как автор работ в области поэтики и философии языка.
Соч.: Nietzsche. Fr./M., 1949; Maschine und Eigentum. Fr./M., 1949; Gedächtnis und Erinnerung. Fr./M., 1957; Sprache und Denken. Fr./M., 1962.
Лит.: Grenvnann W. Friedrich Georg Jünger.— Dichtung und Glaube. Bonn, 1952; Richter A. H. A Thematic Approach to Friedrich Georg Junger. Bern, 1982.
А. В. Михайловский
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.