Философская энциклопедия - зерванизм
Зерванизм
ЗЕРВАНИЗМ
(зрванизм, зурванизм) – дрневнеиран. религ.-филос. учение, рассматривающее в качестве первонач. субстанции Зрван – время. Как определенная религ. система З. может быть отнесен ко времени Ахеменидов (6–4 вв. до н.э.), но культ Зрвана существовал, вероятно, еще раньше. Нек-рые представления З. вошли и в Авесту. Позднее З. был одним из осн. течений внутри зороастризма, объединив в монистич. системе дуалистич. представления, свойственные маздеизму. З. оказал большое влияние на развитие иудаизма, раннего христианства и гностицизма; Зрван стал верховным богом манихейства. По З., первоначально, когда существовало лишь бесконечное время, мир находился в потенциальном состоянии. От Зрвана якобы произошли доброе, светлое начало – Ормузд, и злое, темное – Ариман. Ход борьбы этих начал и все, что происходит в мире, заранее предопределено временем. Фаталистич. тенденция З. и характерная для зороастризма идея свободного выбора были позднее унифицированы в концепции, по к-рой участь человека в этом мире определена судьбой (временем), но от его действий зависит его положение в будущем мире. В противоположность маздеизму, для З. характерна пессимистич. тенденция рассматривать этот мир как владение злого начала.
В З. представления о всеобъемлющей активной субстанции, бесконечном времени тесно связаны с представлениями о вечном пространстве. Благодаря времени, осн. сущностью к-рого является продолжительность, материя имеет возможность прийти в действие. Уже поздняя Авеста различает между бесконечным временем и временем, обладающим длительной продолжительностью, но конечным. Позднее теологи трактовали бесконечное время как вечность сущего, а длительное время рассматривали как продолжительность мира, к-рый был создан и будет иметь конец. Наряду с т.н. этич. З., в З. имелось и др. материалистич. течение (существовало уже в 3 в. н.э.). Зрваниты-материалисты отрицали творение мира и существование бога-создателя, воздаяний, рая и ада, верили в вечность мира, развивающегося в бесконечном времени и благодаря ему. Это учение продолжено позднее в дахризме (от араб. "дахр" время, судьба).
Лит.: Nуberg H. S., Questions de cosmogonie et de cosmologie mazdéennes, "J. asiatique", 1929, t. 214, p. 193-310; 1931, t. 219, p. 1-134; Schaeder H. Н., Der iranische Zeitsrott und sein Mythos, "Z. Dtsch. morgenländ. Ges.", 1941, Bd 95, S. 268-99; Duchesne-Guillemin J., Ormazd et Ahriman, P., 1953; Zaehner R. C, Zurvān, a Zoroastrian dilemma, Oxf.. 1955; eго же, Postscript to Zurvān, "Bull, of the School of oriental studies [of London Universityp, 1955, v. 17, pt 2, p. 232-49; Воусе M., Some reflections on Zurvanism, там же, 1957, v. 19, pt 2, p. 304-16.
Э. Грантовский. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.