Библиологический словарь - ге
Ге
тему (1 Цар 28). Картина носила академич. характер, но в ней чувствовался тот напряженный трагизм, к-рый свойствен дальнейшему творчеству Г., особенно его евангельскому циклу. Первое полотно этого цикла ("Тайная вечеря", 1861-63) вызвало споры, поскольку художник дал реалистич. трактовку сюжета. Многие упрекали Г., что он иллюстрирует не Евангелие, а кн.
*Ренана. В дальнейшем Г. обратился к темам Страстной недели ("В Гефсиманском саду", 1869-89; "Совесть (Иуда)", 1891; "Суд Синедриона", 1892; "Что есть истина?", 1890; "Голгофа", 1892; "Распятие", 1892; "Вестники Воскресения", 1867). Лучшей из этих картин считается "Выход Христа с учениками с Тайной вечери" (1888-89). Нарушая привычные каноны, Г. пытался изобразить страдания Христа почти натуралистически.
Будучи приверженцем *Толстого, художник представлял Христа Проповедником нравственности, умирающим за правду. К евангельской тематике относятся также его картины "Милосердие" (1879) и "Христос и Никодим" (ок. 1889). Г о р и н а Т.Н. (сост.), Н.Н. Ге, альбом, М., 19772; З о г р а ф Н.Ю. (сост.), Н.Н. Ге: Письма. Статьи. Критика. Воспоминания современников, М.
, 1978; С т а с о в В.В., Н.Н. Ге, М., 1904; С у х о т и н а Т о л с т а я Т.Л., Воспоминания, М., 1976. .