Библейская энциклопедия Брокгауза - число
Число
1) с помощью Ч. ведется счет однородных единиц (людей, животных, предметов, временных отрезков, массы и т.д.); кр. того, с их помощью обозначают порядок внутри определ. количества этих единиц;
2) ряд последоват. увеличивающихся Ч. подразделяется на группы Ч., что служит упрощению счета. Особое распространение получили две системы счисления: десятичная, к-рая основана на числе 10, т.е. на количестве пальцев на двух руках человека; и двенадцатиричная система, построенная на числе 12 и благодаря многокр. делимости своих основных единиц имеющая нек-рые практич. преимущества. В то время как Ч. 5 как половина Ч. 10 является простым Ч., то 6 как половина 12 представляет собой самую малую величину, делимую на два Ч. 3 и 2; 50 делится на 2, 5, 10 и 25, а 60 на 2, 3, 4, 5, 10, 12, 15, 20, 30;
3) в Библии находит применение и двенадцатиричная система счисления (см. ниже, II,12), но преобладает все же десятичная. В своей просьбе о помиловании жителей Содома Авраам начинает с 50 человек, потом дважды снижает это Ч. на 5, потом трижды на 10 и заканчивает десятью (Быт 18:24-32). В другом месте мы обнаруживаем ряд в 1, 2, 5, 10, 20, 30 дней (Чис 11:19 и след.). Круглые числа, соотношения чисел и умножение, как правило, передаются в десятичной системе: 1 тыс. и тысячи (Исх 20:6; 34:7); 10 тыс. (Суд 1:4; 3:29; 4:6; 7:3); 5 и 100, 100 и 10 тыс. (Лев 26:8); "тысячи и десятки тысяч" (1Цар 18:7); по 10 из 100, по 100 из 1 тыс., по 1 тыс. из 10 тыс. (Суд 20:10; ср. Чис 31:4; Ам 5:3); "тысячи тысяч" (Быт 24:60). Деление народа Израиля на группы из 1 тыс., 100, 50 и 10 человек происходило по тому же принципу (Исх 18:21; Втор 1:15);
4) Ч., если их не писали прописью, на письме обозначались буквами или значками. Евреи для обозначения Ч. пользовались буквами алфавита, причем здесь применялась десятичная система. Первые девять букв означали единицы, след. девять десятки, а последние четыре сотни от 100 до 400. Все остальные Ч. обозначали на письме комбинацией соотв. букв. Кроме того, существовали и особые значки для обозначения Ч., напр., при указании веса (подобные тем, к-рые присутствуют на арам. и финик. монетах и в надписях). И здесь в основу также была положена десятичная система;
5) из практики употребления букв для обозначения Ч. возникала возможность расставить буквы в порядке возрастания их числового значения (см. Алфавит, см. Нерон);
6) в книгах премудрости используется особый лит. прием, когда в изречениях упоминаются Ч. В Притч 30:24-28; Сир 25:1 и след. перечисляется определ. количество однородных преметов. В Книге пр. Амоса используется прием повторения Ч. 3 и 4 (Ам 1:3,6,9,13; 2:1,4,6), что усиливает впечатление от сказанного. В Еккл 4:12; Ис 17:6 Ч. 1, 2, 3 и 2, 3, 4, 5 приведены в порядке нарастания. Все это создает особый ритм в библ. стихах.
II.Кроме чисто функцион., Ч. в Библии нередко имеют еще и СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Причем у одних Ч. оно выражено определенно, у других не столь ясно, а нек-рые Ч. вообще не имеют подобных взаимосвязей. Т.о., Библия, в отличие от совр. ей или более поздних системных воззрений на Ч., в этом отношении не содержит законч. системы; нек-рые Ч. относятся как к Богу, так и к богопротивным силам (напр., числа 2, 6, 7, 10). Поэтому возможное или определ. символич. значение к.-л. Ч. никоим образом не исключает его предметного значения; то и другое может сосуществать (ср., напр., часто упоминаемые временные отрезки в 40 дней в Исх 24:18; Мф 4:2; Деян 1:3). След. примеры призваны раскрыть важнейшие смысловые связи Ч.:
1) ОДИН: Бог един (Втор 6:4; Мф 19:17; 23:8; Гал 3:20; Иак 2:19), Его сущность единство. Грехи и Божий суд над ними разрушили первонач. единство сотвор. мира (Быт 11:1,6 и след.). Отныне посреднику между Богом и людьми Иисусу Христу (1Тим 2:5; ср. Мф 23:8,10), Который един со Своим Отцом (Ин 10:30), надлежит восстановить утрач. единство и общение людей с Богом (Ин 17:11,21-23; 1Кор 8:6). Он сотворил из иудеев и язычников новый народ Божий (Еф 2:14-16), в к-ром надлежит сохранять единство духа в союзе мира: одно тело и один дух, призв. к одной надежде, одному Господу, одной вере, одному крещению, одному Богу и Отцу всех, Который над всеми и через всех, и во всех нас (Еф 4:3-6);
2) ДВА минимальное Ч., при к-ром возможно общение. Объединение двух людей в браке или дружбе означает преодоление одиночества и беспомощности (Быт 2:20-24; Мф 19:4-6; Еккл 4:8-12). Истинность любого показания должны подтвердить два свидетеля (Втор 17:6; Ин 8:17; ср. Откр 11:3). Своих учеников Иисус посылает в мир по двое (Мф 21:1; Мк 14:13; Лк 10:1; ср. Мф 18:19 и след.). Никто не может одноврем. служить двум господам (Мф 6:24). Образ двух путей (Мф 7:13 и след.), как и пример двух людей (Лк 18:9-14; ср. 17:34-36), показывает, что для Бога важно последнее решение, ведущее к жизни или к смерти, к спасению или к проклятию;
3) с Богом тесно связано Ч. ТРИ. Бог открывает Себя как Отец, Сын и Дух Святой (Мф 28:19; см. Бог, IV); о Христе свидет-вуют дух, вода и кровь (1Ин 5:8); серафимы трижды провозглашают пред Господом: "свят, свят, свят" (Ис 6:3; ср. Откр 4:8). Трое мужей явились Аврааму (Быт 18:2); Аароново благословение состояло из трех частей (Чис 6:24-26); передний двор, Святое и Святое Святых составляли святилище, жилище Бога, обитающего среди Своего народа (Исх 26:33; 27:9; см. Скиния). Три дня отделяют воскресение Иисуса от Его смерти (Мф 12:40; Ин 2:19). Кр. того, дьявол троекратно искушал Иисуса (Мф 4:1-11); описание богопротивного зверя в Откр 13 также связано с Ч. три: барс, медведь и лев, а также сила, престол и власть (ст. 2);
4) Ч. ЧЕТЫРЕ знаменует собой целостность сотвор. мира, когда говорится о четырех концах (краях) (Ис 11:12; Иез 7:2) или углах земли (Откр 7:1; 20:7), а также о четырех ветрах (Дан 11:4; Зах 2:10; Мф 24:31; Мк 13:27). Река, выходившая из Эдема, также разделялась на четыре реки (Быт 2:10). Кр. того, четыре живых существа присутствуют у престола Божьего (Иез 1:5-18; ср. Откр 4:5-8). Господь говорит о четырех казнях, к-рые Он хочет послать на Свой непокорный народ (Иер 15:3; ср. ст. 2; Иез 14:21);
5) Ч. ПЯТЬ не обнаруживает в Библии заметных символических связей;
6) Ч. ШЕСТЬ измеряются дни и годы человеч. труда (Исх 20:9; 23:10; ср. 21:2). Дни находятся между посвящ. Богу субботами, а годы между субботними годами. Бог сотворил мир за шесть дней (Быт 1:31; Исх 20:11). Однако у исполина, к-рый имеет по шесть пальцев на каждой руке и каждой ноге (2Цар 21:20), очевидно, проступает нарушение установл. Богом порядка; в Откр 13:18 число 666 есть число зверя, воплощение богопротивных сил мира; ср. см. Нерон;
7) Ч. СЕМЬ выражает заверш. целое в его совершенстве, чаще всего в соотв. с Божьей волей, как, напр., сотворение мира (Быт 2:2 и след.). Седьмой день, суббота (Исх 20:10), и седьмой, субботний, год (Исх 23:11) разделяют и упорядочивают время, труд и богослужение человека. Семикратны возмездие (Быт 4:15; Пс 78:12; Притч 6:31)и прощение (Лк 17:4), восстанавливающие наруш. порядок; семь раз священник должен производить искупит. см. Окропление (Лев 4:6; 8:11; 14:7,16,51; 16:14). Иногда жертва состояла из семи одинаковых животных (Чис 28:11, 19; 1Пар 15:26; 2Пар 29:21; Иез 45:23). У моавитян жертвы возносили одноврем. на семи жертвенниках (Чис 23:1 и след.,29 и след.). Семь потомков Саула должны были умереть за его кровавое преступление (2Цар 21:6,9). Неумеренности человека, к-рый хочет отмщения "в семьдесят раз всемеро" (Быт 4:24), противостоит безграничное прощение Божье (до 77 раз; Мф 18:22). Так Ч. СЕМЬ становится Ч. святым, Ч. Божьим. В НЗ это особо очевидно следует из см. Откровения Иоанна: семь духов Божьих (Откр 1:4); семь звезд, светильников и церквей (ст. 20); семь посланий (Откр 2-3); семь печатей (Откр 5:1); семь рогов и очей Агнца (ст. 6); семь труб и чаш гнева (Откр 8:2; 15:6 и след.); семь громов (Откр 10:3 и след.). Семисвечник (Исх 25:37) это образ Господа как полноты света, где нет места тьме (1Ин 1:5). Но и зло изображается семикратным: семь нечистых духов (Мф 12:45); семь голов и семь диадем дракона (Откр 12:3); семь голов зверей (Откр 13:1; 17:3,7);
8) Ч. ВОСЕМЬ появляется в Библии несколько раз как число нового начала. Восемь человек спасаются во время потопа (Быт 6:18; 1Пет 3:20; 2Пет 2:5), и от них происходит новое человечество (Быт 10:1 и след.). На восьмой день у иудеев совершалось обрезание, к-рое делало дитя членом народа Божьего (Быт 21:4; Лев 12:3; Лк 2:21). Восьмой сын Иессея стал богоизбр. царем Израиля (1Цар 16:10 и след.,13), из его рода произошел Мессия (2Цар 7:12 и след.);
9) в противоположность язычеству, где Ч. ДЕВЯТЬ играет большую роль, в Библии оно нигде не употребляется в символич. значении;
10) Ч. ДЕСЯТЬ основа десятичной системы счисления, употребляемой у израильтян; вместе с кратными ему числами оно часто встречается в текстах, содержащих сведения о скинии, напр. о ее размерах и других данных (Исх 26:1,16,18 и след.; 27:9-12), а также о храме (3Цар 6:3,16 и след.,20,23-26; 7:23 и след.,43,49). Временной отрезок в десять дней это треть месяца, он часто упоминается как точный или приблизит. срок (Чис 11:10 и след.; 1Цар 25:38; Неем 5:18; Иер 42:7; Дан 1:12; Откр 2:10). В десятый день первого месяца выбирали пасх. агнца (Исх 12:3), а в десятый день седьмого месяца праздновали День очищения (Лев 16:29). После того как Господь десятью казнями егип. (см. Казни египетские) освободил Свой народ из рабства (Исх 7-12), Он облек Свои требования и Свою волю по отношению к народу Израиля в см. Десять заповедей (Исх 20:1-17; 34:28) и установил десятину (см. Десятина) (Лев 27:30). Но Ч. может быть связано и с богопротивными силами: в видениях Даниила и в Откровении различные звери и дракон имеют по десять рогов, символизирующих их власть, иногда они истолковываются как десять царей (Дан 7:7,24; Откр 12:3; 13:1; 17:3,7,12,16);
11) кратные десяти Ч. появляются в особом значении:
а) ТРИДЦАТЬ лет было Иосифу, когда он предстал перед фараоном (Быт 41:46), в том же возрасте левиты начинали служить при скинии (Чис 4:3), а Давид стал царем над всем Израилем (2Цар 5:4). Прим. в том же возрасте Иисус начал Свое общественное служение (Лк 3:23). Тридцать дней народ Израиля скорбел по Аарону (Чис 20:29) и по Моисею (Втор 34:8). Тридцать сребреников согл. Зах 11:12 и след.составляли плату пастуха и явились также платой за предат-во Иуды (Мф 26:15; 27:3,5);
б) Ч. СОРОК часто встречается при указаниях на временные отрезки. Сорок лет это тот срок, за к-рый вымирает старшее поколение и вырастает новое; в этом значении повторяющиеся данные в Книге Судей следует понимать как округл. Ч. (Суд 3:11; 5:31; 8:28; в Суд 3:30 этот срок удвоен). Не следует, однако, воспринимать как округл. Ч. сорок лет перехода через пустыню (см. Переход через пустыню) (Чис 32:13; Втор 2:7; 8:2,4; Нав 5:6) и время царствования Давида (2Цар 5:4; ср. ст. 5), Соломона (3Цар 11:42) и Иоаса (4Цар 12:2). Срок в сорок дней неоднокр. упоминается в рассказе о потопе (Быт 7:4,12,17; 8:6), Моисей дважды по сорок дней оставался на горе Синай (Исх 24:18; 34:28), израильтяне сорок дней разведывали землю Ханаанскую (Чис 13:25; 14:33 и след.), а Илия сорок дней шел до горы Хорив (3Цар 19:8). Иисус сорок дней постился в пустыне (Мф 4:2; Мк 1:13; Лк 4:2), прежде чем приступить к Своему обществ. служению, и в течение сорока дней являлся ученикам после Своего воскресения (Деян 1:3). В проповеди Ионы в Ниневии сорок дней были определены как срок для покаяния (Иона 3:4). Большая часть упомянутых примеров связана с подготовкой к чему-либо и с различными испытаниями;
в) Ч. СЕМЬДЕСЯТ (= 7 х 10) это также Ч. полноты, завершения. Семьдесят старейшин представляли народ Израиля пред Господом (Исх 24:1,9-11), такое же Ч. их было выделено для того, чтобы помочь Моисею нести груз управления народом (Чис 11:16 и след.). Семьдесят учеников Иисус послал в те города и места, куда хотел прийти Сам (Лк 10:1). Это указывает и на то, что Его Весть была предназначена всему человечеству. Семьдесят лет просуществовала Нововавилонская империя (Иер 25:11 и след.; 29:10), покорившая Израиль; так же долго должно было продлиться время суда над Тиром (Ис 23:15,17). Срок в семьдесят седьмин был установлен для совершения важного цикла событий Свящ. истории (Дан 9:24-27);
г) ТЫСЯЧА (= 10 х 10 х 10) знаменует собой см. Тысячелетнее царство Божие, к-рое Иисус установит на земле (Откр 20:1-6);
12) Ч. ДВЕНАДЦАТЬ, число месяцев в году (см. 1Пар 27:1) и часов в дне (Ин 11:9), особым образом является полным Ч. народа Божьего. Двенадцать сыновей Иакова стали прародителями двенадцати Израильских колен (см. Колено) (Исх 24:4; 28:9 и след.; Нав 4:8 и след.; 3Цар 18:31; Мф 19:28; Иак 1:1; ср. Лев 24:5 и след.; Суд 19:29; возм. также 3Цар 7:25; 10:20); им соответствуют в НЗ двенадцать см. Апостолов (Мф 10:1-4; Деян 1:13-26). Двадцать четыре это Ч. отделений священников (1Пар 24) и левит. певцов (1Пар 25), сорок восемь Ч. городов левитов и священников (Чис 35:7; Нав 21:42). Особенно часто Ч. двенадцать с производными от него Ч. упоминается в Откровении. Двенадцать звезд в венце женщины, символизирующей Церковь (Откр 12:1); Ч. 12, 12 тыс. и 144 тыс. представлены в описании нового Иерусалима (Откр 21:12-21); 12 х 12 тыс. = 144 тыс. это Ч. запечатл. из Израильских колен (Откр 7:4-8; ср. 14:1); 24 старца поклоняются Господу перед престолом Божьим (Откр 4:4,10).