Католическая энциклопедия - ангел
Ангел
(от греч. άγγελος — вестник, посланник; лат. angelus) — бесплотное творение, являющееся служителем Бога и посредником между Богом и людьми, между Творцом и творением (ср. Августин: «Ангел есть служебный титул»). Наделенные свободной волей, А. могут отпасть от служения Богу и предстать как враги Бога и людей.
В качестве служителей Бога (ср. Дан 7, 9–10) А. предстоят пред самим Господом (Тов 12, 15; Откр 8, 2–5) и Его Престолом (Ис 6, 1–4), возносят Ему славу (Пс 148, 1). Небесную природу А. символизируют белые сияющие одежды (Ин 20, 12; Деян 1, 10; 12, 7).
Посредничество А. между Богом и людьми символически выражено в «лестнице Иакова», простертой с небес на землю, по которой А. сходят и восходят (Быт 28, 12–13). Многочисленны примеры посредничества А. в ВЗ: А. вывели Лота из Содома (Быт 19), А. Господень нашел Агарь в пустыне (Быт 16, 7), объявил Гедеону, что он спасет народ Израиля (Суд 6, 11), предрек рождение Самсона (Суд 13, 3–21). В НЗ А. возвестил Деве Марии о рождении Спасителя (Лк 1, 26–38), А. Господень явился во сне Иосифу (Мф 1, 20), поведал пастухам о рождении Христа (Лк 2, 9–11), подал Св. Семейству знак о бегстве в Египет (Мф 2, 13) и о возвращении (Мф 2, 19–20). А. укреплял Христа во время молитвы на горе Елеонской (Лк 22, 43); о заступничестве ангельского воинства говорил Христос в Гефсиманском саду (Мф 26, 53). А. свидетельствовали о воскресении и вознесении Христа (Мк 16, 5–6; Лк 24, 23; Деян 1, 10–11); они станут участниками Второго пришествия, Страшного суда (Мф 13, 39–41.49; 16, 27; 24, 31; 25, 31; Мк 8, 38) и конечного триумфа небесной славы (Откр 1, 16; 8, 2 и далее).
В ВЗ (Исх 3, 2; Суд 2, 1 и др.) встречается понятие А. Господня, который говорит и действует как Сам Господь, но при этом отличен от Него. Подлинное значение этого образа до сих пор остается предметом дискуссий библеистов.
Каждому христианину помогает его Ангел-хранитель (Евр 1, 14; Мф 18, 10; Деян 12, 15; ср. Пс 91, 11; Мф 4, 6). А. следует почитать (Амвросий, De viduis, 9), но поклонение («служение») им считается грехом (Кол 2, 18).
В НЗ упоминаются также «согрешившие» А. (2 Петр 2, 4; Иуд 6). Согласно интерпретации, преобладающей в патристике и схоластике, грехопадение А. произошло в начале мира (Августин, О Граде Божием 15, 23); первым согрешил один из А., отпавший от Бога из-за гордыни (дьявол), и он вовлек в грех других А. (Thomas Aquinas, Summa theologiae 1a, 63, 8; SuЗrez, De angelis 5, 12, 13).
В первые века христианства считалось, что «духовное тело» А. состоит из более тонкой материи, нежели земные тела (такого мнения придерживались Тертуллиан, Григорий Назианзин, Василий Великий, Августин). Понятие о бесплотности А. как абсолютной нематериальности сформировалось в Средние века. Число А. «весьма велико». Согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту, А. разделены на девять чинов (серафимы, херувимы, престолы, господства, архангелы и др.).
Ср.-век. богословы писали о природе А. и об их месте в иерархии мироздания; совр. богословие не считает целесообразным использование чисто филос. методов в учении об А., ограничиваясь интерпретацией упоминаний об А. в библ. текстах. Согласно учению Католической Церкви, ангелы существуют и являются Божиими творениями (ср. DH 800, 3002). О личностной сущности А. писал Папа Пий XII в энц. Humani generis (DH 389). Отцы II Ватиканского собора говорят об А. в контексте истории спасения (LG 49–50, 66). Учение об А. получило свое выражение в Божественной литургии, которую народ Божий на земле мистическим образом служит вместе со святыми и А. на небесах.
Лит-ра: Книга Ангелов: Антология. СПб., 2001; SuЗrez F. De Angelis. Lv., 1620; Vacant A. AngОlologie dans l’Гglise latine depuis le temps des PПres jusqu’И St. Thomas // DThC 1, 1222–28; Idem. AngОlologie de St. Thomas d’Aquin et des scholastiques postОrieurs // Ibid., 1228–48; Peterson E. Das Buch von den Engeln. Lpz., 1935; Roques R. L’univers Dionysien. P., 1954; DaniОlou J. Les anges et leur mission d’aprПs les PПres d’Гglise. Chevetogne, 1957; Tavard G. Die Engel: Handbuch der Dogmengeschichte. Fri., 1968, Bd. 2/2b.
Е. Зайцев
Иконография. Изначально А. изображали в облике юношей. Первые известные образы А. (на фресках, в мозаиках, рельефах на саркофагах) относятся к III в. С кон. IV в. А. изображали с крыльями, ореолом или диадемой из звезд. Среди многочисл. иконографических представлений А. уже с раннего периода сформировалось несколько осн. тематических типов: 1) А. — свидетель в сценах крещения и вознесения Христа, в сюжете принесения в жертву Исаака, А., пребывающий вместе с пророком Даниилом во рву, со св. Петром, заточенным в темницу, и т.п.; 2) А., благовествующий Деве Марии, св. Иосифу, свв. Иоакиму и Анне, пастухам и т.п.; 3) А., поклоняющиеся Богу (киворий в базилике Св. Марка в Венеции, 550), а также прославляющие Пресвятую Богородицу (мозаика рим. базилики Сан Паоло фуори ле Мура); 4) А., указывающий путь Св. Семейству во время бегства в Египет; сопровождающий волхвов к Младенцу Иисусу и т.п.; 5) А., исполняющий Божественную волю в сценах Страшного суда, изгнания из рая и т.п.
Архангелов уже с V в. представляли в белых одеждах, с жезлом, мечом или шаром, символизирующим землю; первыми появились изображения архангела Михаила, позднее — Гавриила (особенно часто — в сцене Благовещения) и Рафаила. Впоследствии иконы архангелов Гавриила и Михаила стали постоянным элементом деисусного ряда иконостаса (располагаясь следом за иконами Богоматери и Иоанна Крестителя). В визант. искусстве получила распространение тема ангельских хоров. В вост. иконографии встречаются также самостоятельные изображения А. («Ангел Златые власы», 2-я пол. XII в., ГРМ, С.-Петербург).
Умиротворенные А. на иконах работы Чимабуэ (Мадонна с Младенцем на троне с двумя ангелами и святыми Франциском и Домиником и Мадонна с Младенцем на троне с восемью ангелами, кон. XIII в., обе — Уффици, Флоренция) созвучны безмятежному лику Пресвятой Богородицы. На фресках Джотто ди Бондоне в Капелле Скровеньи (нач. XIV в., Падуя) А. изображены сострадающими (Распятие и Оплакивание), возносящими благодарение (Рождество и Вознесение), торжественными и величественными (Страшный суд), в каждом сюжете добавляя эмоциональное и композиционное напряжение. В двух картинах Беато Анджелико Коронование Девы Марии (1434–35, Лувр; ок. 1435, Уффици, Флоренция) А. играют на лютнях, лирах, арфах и др. музыкальных инструментах, прославляя небесное величие Богоматери. В эпоху Возрождения также появилось представление А. в облике младенца. У Перуджино в росписях свода Станцы дель Инчендио (Музеи Ватикана) присутствуют сразу несколько типов А., причем, в отличие от вост. традиции, шестикрылые серафимы имеют не грозный, а, скорее, умилительный вид. Поэтические образы А. запечатлены в картинах Боттичелли («Мадонна Магнификат», 1481–85; «Мадонна с гранатом», 1487, обе — Уффици, Флоренция). А. в рыцарских латах предстает в сценах Страшного суда (Мемлинг, 1473, Гданьск) и Апокалипсиса (Дюрер, 1498). В эпоху барокко тема А. получила как худож. воплощение (Рубенс, Коронование Девы Марии), так и скульптурное воплощение (Бернини, Экстаз св. Терезы, 1647–52, Капелла Корнаро в рим. церкви Санта Мария делла Витториа). В рел. искусстве XIX в. тема А. присутствует у У. Блейка (Погребение Моисея, Музей Фогга, Кембридж), Э. Делакруа (Борьба Иакова с ангелом, 1849–61, церковь Сен-Сюльпис, Париж) и др.
Лит-ра: DACL 1, 2080–2161; RОgamey P.R. Les anges. P., 1946; Gostkowski R., Olech W. // EK 1, 611–613; Tsuji S. // NCE 1, 515–516.
И. Баранов
Католическая энциклопедия
EdwART
2011